Политиком невозможно назначить – в политика вырастают

Из истории мы знаем о царицах и даже военачальницах, встававших на смену мужчинам. Но если раньше женщины в политике появлялись вследствие обстоятельств, то сегодня это – осознанная необходимость. Что заставляет женщин идти в политику? На этот и другие вопросы отвечает политолог Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ.

– Прежде всего, на мой взгляд, стирание граней между так называемыми чисто мужскими и женскими профессиями не могло не сказаться и на такой специфической сфере деятельности, как публичная политика. Эмансипация красивой половины человечества продолжается, и женщины все более охотно и успешно осваивают роли лидеров общественного мнения, блогеров, политиков, – говорит Султанбек Султангалиев. – Это ярко выраженная и положительная тенденция современного этапа развития общества. Как мне кажется, женщины в силу особенностей характера и мышления чувствуют себя в политических процессах как рыба в воде.

Внешняя привлекательность и объективные факторы

– Интересно, что облик женщины-политика менялся с течением времени и развитием экономики. Если раньше их принято было считать “синими чулками” (таковыми были, к примеру, суфражистки), то сегодня женщины-лидеры красивы, с хорошим образованием, заботятся о своей внешности. Чем объясняются такие перемены?

– Любая женщина стремится быть красивой – это заложено в самой ее природе. К тому же красота и обаяние – существенный фактор в достижении политических целей. Если вы посмотрите, например, фотографии молодой Надежды Крупской, Инессы Арманд или Александры Коллонтай, то увидите, что эти революционерки выглядели не хуже любой современной фотомодели. При высоком интеллекте и осознании своей привлекательности повышается чувство уверенности в своих силах и усиливается желание самореализации в новых сферах. А лучшей области для самореализации, нежели публичная политика, человечество еще не придумало.

Современная жизнь просто немыслима без опытных имиджмейкеров, политконсультантов, политтехнологов, которые, ориентируясь на вкусы публики либо же отдельно взятого сегмента электората, работают над образом политика, который включает в себя не только концептуально отграненный монолит политических взглядов, но и внешнюю привлекательность для аудитории. В последнем плане, конечно же, у женщин-политиков есть весомые преимущества перед своими коллегами-мужчинами.

– Нынешнее 8 Марта проходит после поражения Хиллари Клинтон. Активистки женских организаций всего мира надеялись, что президентом США станет именно она. Увы… Однако некоторые аналитики сегодня твердят о том, что Хиллари Клинтон проиграла потому, что демократы не учли настроений простых американцев. Но так ли это? Может, все же гендерная принадлежность сказалась на результатах, неготовность мужчин видеть во главе такой державы, как США, женщину?

– Хиллари Клинтон подвел снобизм ее команды, допустившей серьезные стратегические и тактические просчеты в ходе избирательной кампании.

Если мы обратимся к сухим объективным результатам президентских выборов, то увидим, что за Клинтон проголосовали более 65,8 миллиона американцев, а за Трампа – 62,9 миллиона. То есть перевес Клинтон оказался достаточно серьезным, однако особенности избирательной системы США, в которой президента избирают выборщики от штатов, позволили Дональду Трампу стать хозяином Белого дома.

Есть ряд серьезных факторов, которые способствовали поражению Клинтон на выборах, но вот гендерная принадлежность здесь совершенно ни при чем. Более того, она играла даже положительную роль в ходе выборной кампании Хиллари .

Впрочем, на Клинтон свет клином не сошелся. Правительство Великобритании на данный момент возглавляет Тереза Мэй – вторая женщина на этом посту в истории. В Европе намечаются интересные события, а именно в апреле – мае 2017 года состоятся президентские выборы во Франции, где в роли одного из основных фаворитов выступит Марин Ле Пен – лидер Национального фронта и самая популярная женщина-политик этой страны. Лично я уверен в том, что она без особых проблем преодолеет первый тур и поборется за кресло президента во втором. В сентябре текущего года состоятся парламентские выборы в Германии, и у Ангелы Меркель сохраняются серьезные шансы в очередной раз занять пост канцлера ФРГ. С большой симпатией слежу за восхождением новой яркой звезды в немецкой политике – депутата бундестага от Левой партии Германии Сары Вагенкнехт – журналистки, доктора экономических наук и просто очень умной и красивой женщины. Роль женщин-лидеров в мире современной политики заметно увеличивается: они уверенно вышибают конкурентов-мужчин из седла и крепкой рукой держат бразды правления государством и обществом.

Сермяжная правда жизни

– Сегодня в мире насчитывается около 200 известных женщин-политиков. Среди них королевы, президенты, премьер-министры. Однако если говорить о странах бывшего СССР (кроме Прибалтики), то у нас практически нет женщин-лидеров. Чем это вызвано, на ваш взгляд?

– Я объясняю этот факт одним из следствий господства понятий и взглядов традиционного общества на постсоветском пространстве. Однако и в политической сфере мы видим все же тенденцию усиления значения женщин. В первую очередь это касается тех постсоветских республик, которые пережили волны “цветных революций” – Украины, Грузии и Киргизии, и значительно продвинулись на пути либерализации общественно-политической жизни. Нино Бурджанадзе в Грузии и Роза Отунбаева в Киргизии, стоявшие во главе государства, – наглядный показатель востребованности обществом женщин-политиков. А, например, в Украине, медленно, но неуклонно на протяжении всего 2016 года рос рейтинг Юлии Тимошенко – она является неизменным лидером в опросах общественного мнения. И, на мой взгляд, имеет все шансы из “газовой принцессы” наконец-то стать украинской королевой. Правда, без газа. То есть выиграть президентские выборы, которые должны состояться в 2019 году, но, скорее всего, будут проведены раньше положенного срока.

Еще одной существенной причиной того, что в странах СНГ наблюдается крайний дефицит ярких женщин-лидеров, является то, что закрепившаяся модель государственной системы управления и схема политических отношений преимущественно носят консервативный характер. В такой модели продвижение женщины по карьерной политической лестнице объективно затруднено. И одиночные удачные и не очень успешные примеры Бермет Акаевой, Гульнары Каримовой служат лишь подтверждением вышеприведенного тезиса.

– Что нужно делать, чтобы ситуация изменилась? Ведь помимо того, что мы рискуем выглядеть в глазах остального мира не только отсталыми и нецивилизованными, надо учитывать и то, что женщин в наших республиках больше. Посмотрите, к примеру, у нас даже в парламенте женщин меньше половины. Нет женщин-акимов, один министр. К слову, она неплохо справляется со своими обязанностями. Так, может, пора смелее выдвигать женщин на первые роли?

– Извините, но вот менее всего меня интересует то, как мы выглядим в глазах остального мира. Тем более что этот “остальной мир” о нас, по сути, ничего не знает.

Сермяжная правда жизни заключается в том, что в словах об особом казахстанском пути развития есть существенная доля объективной истины. Каждая страна обладает своим специфическим путем развития, который определяется обстоятельствами социально-экономического и политического характера, историческими традициями и сложившейся общественной ментальностью. Естественно, что глобальные общемировые тенденции никак нас не минуют, и мы придем к тому, что сейчас есть, например на Западе, – хорошо это или плохо. На мой взгляд, не следует идти по пути искусственного увеличения женщин-политиков или государственных деятелей путем администрирования. Сама парадигма общественного развития приведет к этому эффекту естественным путем.

Политика и государственное управление – это не та область, где гендерная принадлежность или сексуальная ориентация должна играть какую-либо существенную роль.

В этой сфере, как нигде, важны личностные качества человека, его готовность принимать компетентные решения и брать на себя ответственность за них. Политиком невозможно назначить – в политика вырастают. И я считаю, что потенциал роста женщин-политиков в нашей стране достаточно высок. Особенно учитывая изначально высокий уровень интеллекта наших женщин и их удивительное умение держать удар и не падать духом при любых обстоятельствах. Из поколения в поколение оно вырабатывалось в казахстанских женщинах перманентно непростыми обстоятельствами нашей жизни.

АЛМАТЫ