Политическое развитие РК: промежуточные итоги и перспективы

Отечественное экспертное политологическое сообщество не стало исключением, проведя недавно круглый стол "Казахстанский путь политического реформирования". На котором постаралось осмыслить сразу и результаты развития политических процессов в 2007 году, и общие итоги и тенденции всего периода независимости.
- Наверное, было бы ошибочно полагать, что шестнадцать лет назад перед Казахстаном не стояло больших препятствий на пути независимого развития, и строительство нового государства шло само собой. Как известно, в рамках бывшего СССР существовали разные стартовые условия для "национальных республик", и Казахстан тогда занимал далеко не первое место по уровню развития. И это притом, что всесторонние и масштабные реформы Казахстану приходилось осуществлять в условиях комплексной трансформации, - заявил на открытии круглого стола в Казахстанском Институте стратегических исследований Аскар Шоманов, заведующий Информационно-аналитическим центром Администрации Президента РК.
Необходимо было одновременно создать и укрепить институты государственности, провести рыночные реформы и либерализацию политической системы, сохранив социальную стабильность в стране. И все делать своевременно и взвешенно, чтобы не оказаться, как принято говорить, в рядах "несостоявшихся" или "падающих" государств, - отметил г-н Шоманов. Как показали прошедшие 16 лет, все задачи были выполнены, несмотря на то, что до момента обретения своей независимости Казахстан не имел какого-либо опыта развития в условиях рыночной экономики и либеральной политической системы. Основу успешного развития страны составило обеспечение устойчивого экономического развития на принципах открытой рыночной экономики. Неслучайно Казахстан первым среди государств СНГ признали страной с рыночной экономикой.
- Однако, как известно, понятие страновой конкурентоспособности гораздо шире рамок экономики. В современном глобализирующемся мире его с полным основанием можно отнести и к политической сфере, так как конкурентоспособная экономика предполагает наличие соответствующей эффективной, а значит, конкурентоспособной политической системы. На сегодняшний день таковой может быть только та политическая система, которая стремиться стать более либеральной. Это во многом и объясняет конечный смысл проведенной в мае этого года конституционной реформы, которая способна обозначить новую парадигму развития нашей страны на новом историческом этапе ее системной модернизации, - заявил г-н Шоманов.
Но какой должна быть эта парадигма? Можно ли, и если да, то в какой мере, использовать опыт других стран в процессах модернизации?
Известно, что при реализации рыночных реформ в Казахстане многократно обсуждались турецкая, китайская, южнокорейская и другие модели преобразований. Ни одна из них, отметил политолог Юрий Булуктаев, не была принята целиком, не скопирована, "ибо государственность, концепция государственной идентичности не может воспринять неприемлемые, неорганичные и неадекватные себе реформы".
Казахстанская модель политического реформирования не является полной "вестернизированной" копией и не повторяет полностью путь трансформирующихся азиатских обществ. Она отражает особенности посткоммунистического развития и представляет собой особый, специфический процесс, тесно связанный с особенностями национально-культурного, политического и экономического развития.
- Сегодня, по прошествии шестнадцати лет независимого развития, становится очевидным, что в силу специфики своего развития, Казахстан не может полностью использовать опыт не только органичных модернизаций, которые осуществлялись в развитых странах Запада, но и неорганичных, догоняющих модернизаций развивающихся стран. В частности, опыт стран Юго-Восточной Азии. Сложно заимствовать опыт такой страны как Малайзия, где активную роль механизма модернизации сыграл ислам, или Бразилии, где при сохранении черт традиционного общества издавна развивался институт частной собственности, а в модернизации большую роль сыграли иностранные капиталовложения, - отметил г-н Булуктаев.
Опыт показывает, подчеркнул он, что политическое реформирование может достигнуть цели только при условии изменения ценностных ориентаций широких социальных слоев, преодоления кризисов политической культуры общества. Что очень актуально сегодня для Казахстана: ведь переход страны к гражданскому состоянию общества происходит одновременно с радикальной модернизацией всей сферы социально-экономических и политических отношений.
Наталья Романова, профессор кафедры теоретической и прикладной политологии КазНПУ им. Абая, затронула другую важную грань модернизационных процессов - межэтнические отношения. В их перспективном развитии, заметила она, необходимо научное и законодательное установление первоочередных задач, касающихся таких аспектов этой проблемы, как миграционная, языковая политика, политика гражданства, уточнение принципов формирования структур власти и др.
- Первым шагом на этом пути, на наш взгляд, было бы создание Кодекса межэтнических отношений (КМО) в каждой многонациональной стране, в том числе, в Казахстане и в СНГ в целом. Его разработка обусловлена многогранностью самих этих отношений, пронизывающих все стороны общественной и политической жизни, и необходимостью приложения совместных усилий теоретиков и практиков, представителей всех наук, прямо или косвенно изучающих теорию и практику национальной жизни, как в самом Казахстане, так и в странах СНГ и за рубежом, - считает эксперт.

Фото с сайта http://www.express-k.kz