10 января Джордж Буш в своем выступлении огласил новую американскую стратегию в Ираке. Выступление президента США дало новый импульс в закручивании спирали нестабильности в Ираке и вокруг него.
Предлагаемые Белым домом меры по отношению к решению иракского вопроса можно рассматривать по трем направлениям:
- военное (увеличение численности американского контингента);
- финансовое (помощь со стороны США);
- экономическое (опосредованная помощь в виде распределения между гражданами страны прибыли от продажи иракской нефти).
Военная помощь
"Мы должны укрепить наши вооруженные силы в Ираке, чтобы способствовать прекращению там насилия", - заявил американский президент, и решил направить в Ирак дополнительно 21,5 тысяч человек из числа военных и морских пехотинцев в помощь расквартированному в Ираке американскому контингенту.
Весь процесс переброски подкрепления может занять 3-4 месяца. Отправка дополнительных сил будет происходить поэтапно:
- до конца января в Ирак отправится дислоцированная в Кувейте бригада 82-й воздушно-десантной дивизии;
- до конца февраля будет отправлена бригада 1-й пехотной дивизии, базирующейся в штате Канзас.
Основную часть подкрепления - 17,5 тысяч человек планируется направить в столицу Ирака, остальные 4 тысячи будут расквартированы в провинции Анбар.
После высадки пополнения американского контингента во всех девяти районах Багдада наравне с американскими войсками ситуацию будут контролировать 18 иракских армий и полицейских бригад.
Президент США также намерен увеличить количество военных советников и удвоить число так называемых Групп по реконструкции, решающих возникающие проблемы в иракских провинциях.
На сегодня в Ираке дислоцированы 132 тысячи солдат вооруженных сил США. Согласно данным Пентагона, в Ираке с марта 2003 года по настоящее время погибли 3008 военнослужащих, 22,7 тыс. военнослужащих США получили ранения.
Вполне вероятно, что заявление Дж. Буша об увеличении контингента американских солдат в Ираке является первым шагом.
В среднесрочной перспективе последует последующее увеличение численности американского контингента в стране. Подтверждением этому могут стать высказывания главы Пентагона Роберта Гейтса, который в одном из своих выступлений отметил, что в течение ближайших пяти лет численность вооруженных сил США в Ираке может быть увеличена на 92 тысячи человек. Армия пополнится на 65 тысяч военнослужащих, Корпус морской пехоты - 27 тыс.
При увеличении общей численности вооруженных сил США каждый новый солдат обойдется федеральному бюджету в 120 тысяч долл. США в год.
Финансирование возросшего контингента американских военнослужащих в Ираке представляет собой наиболее обсуждаемый вопрос. Уже сейчас Администрация готовит просьбу о выделении дополнительных средств на сумму более 100 млрд. долларов на военные операции в Ираке и Афганистане, помимо тех 70 млрд. долл. США, которые уже были одобрены в этом году. И при этом на сегодня никто не может назвать дату вывода американских солдат из Ирака.
Финансовая помощь
Под финансовой помощью США можно рассматривать обсуждаемое в настоящее время намерение Белого дома выделить до 10 миллиардов долл. США на реконструкцию инфраструктуры Ирака и создание новых рабочих мест как в столице, так и в провинциях страны.
Американское финансирование на сегодня является главной опорой иракского хозяйственного развития, и эффективность помощи США будет определять успех конечного результата.
За 2 прошедших года США выделили в качестве помощи более 18 миллиардов долларов. Однако, примерно половина выделенных средств было потрачена на борьбу с боевиками, усиление иракской армии и полиции, а также на подготовку суда на Саддамом Хусейном. В результате помощь так и не смогла повлиять на реальную ситуацию в иракском обществе.
Экономическая помощь
Другой инициативой Белого дома является предложение США властям Ирака (которое больше напоминает указ) по распределению между всеми гражданами Ирака части прибыли, поступающей от продажи нефти.
Вместе с тем остается открытым вопрос о механизмах выделения и распределения полученной от продажи нефти прибыли между гражданами Ирака.
Также к заслугам Белого дома можно отнести работу США в направлении списания долга Ирака. Так, многие кредиторы Ирака согласились списать ему порядка 80% долгов, а США - 100%.
***
В связи с предложенной инициативой Белого дома, складывается ощущение, что у США на сегодня нет иных способов удержать выходящую из-под контроля ситуацию, кроме как через направление дополнительных сил в Ирак.
Учитывая внутриполитическую ситуацию в США, когда уже не за горами маячат президентские выборы, Администрация Белого дома вынуждена предпринимать меры, способные оттянуть пока еще нерешенную иракскую проблему, которую создали США после событий 2001 года.
Насколько будет обостряться ситуация в Ираке и регионе целом можно судить по активизировавшимся в стране группировкам.
Однако это не дает повода думать, что Белый дом изменит свое решение.
Мало того, в одном из своих выступлений Госсекретарь США не исключила возможности вторжения американских войск в Иран и Сирию для обеспечения безопасности в Ираке, что в очередной раз подтверждает тезис о приверженности Вашингтона своим планам независимо от того, насколько они ошибочны или правильны в контексте международных отношений и постоянно изменяющейся геополитической ситуации.