Полигон Капустин Яр: 70 лет угрозы

Для жителей Урдинского района 1952 год стал роковым. Их выгнали с родной земли и отправили скитаться в другие области, районы и села. На слезы людей, не желавших покидать свои дома, не обращали внимания. Никаких объяснений и извинений, лишь одно требование – немедленно освободить территорию.

В 1952 году решением правительства СССР Урдинский район в одночасье был расформирован. Под раздачу попали и некоторые колхозы Жангалинского района. Около полутора миллионов гектаров земли передали под ракетный полигон Капустин Яр. Решение вновь создать Урдинский район (конечно, не в тех масштабах, что раньше) было принято в 1972 году… в самый разгар испытаний.

Впрочем, история Капустина Яра начиналась задолго до расформирования Урдинского района. О создании ракетного полигона было объявлено 13 мая 1946 года. Однако длительное время ушло на то, чтобы найти подходящую для этого территорию. Искали по всему СССР, специальная комиссия рассматривала 10 вариантов в разных частях страны. Выбор пал на степи на границе Астраханской и Западно-Казахстанской областей. Окончательное слово, как говорят историки, было за тогдашним министром вооружений СССР Дмитрием УСТИНОВЫМ. Свою роль сыграли малонаселенность, подходящий климат и другие особенности здешних мест, о которых пытаются умалчивать даже сейчас. Рождение полигона держалось в строжайшей тайне. Даже сами военные по приезде на место не знали, что это за земля.

Еще в 1946 году, как только военные приехали в степь, здесь были упразднены три колхоза. Расформировали и знаменитый конезавод № 47 с породистыми лошадьми – гордостью урдинцев. К 1947 году, как рассказывают старожилы, на месте сел уже была голая степь. В официальной энциклопедии Западно-Казахстанской области указывается, что в связи с созданием военно-испытательного полигона Капустин Яр часть территории Урдинского района была отдана еще в 1947 году.

Территорию нужно было полностью очистить. – Людей загоняли в товарные поезда, разрешали с собой брать лишь личные вещи, и вывозили в другие области, – рассказывали корреспонденту “Каравана” жители района в конце 90-х годов. Например, свыше 10 тысяч человек переселили в Южно-Казахстанскую область. Вместе с людьми был перевезен колхозный скот, который сразу стал погибать в условиях отсутствия воды и жаркого климата.

– Люди тоже не смогли там прижиться, многие пытались вернуться обратно на родину, они поселялись в других районах и селах области, – вспоминает уроженец Урдинского района, ветеран Великой Отечественной войны 93-летний Мухтар АЖГУЛОВ.

Уже 18 октября 1947 года со сверхсекретного полигона Капустин Яр был произведен первый запуск управляемой ракеты дальнего действия “Р-1”, которая пролетела 207 километров и значительно отклонилась от заданной траектории. “Но ведь полетела!”,  – говорили конструкторы. Сейчас уже не секрет, что первая советская ракета была создана на основе разработок немецкого инженера Вернера фон Брауна и его “ФАУ-2”.

В конце войны враг пытался уничтожить все, что могло раскрыть тайну “ФАУ-2”. Но американцам удалось захватить готовые ракеты и чертежи. В руки же советских ученых попала лишь часть архивов, из которых была изъята вся основная техническая документация. На основе этих документов советским конструкторам предстояло создать мощнейшее оружие XX века.

Первые запуски ракет были самыми сложными. В степи раздавался глухой взрыв и гнетущая тишина после гула и хлопков. Затем военные собирали обломки ракет, искали причины, из-за которых они сбились с траектории и упали не там, где положено. Местные жители не знали о существовании полигона, но они слышали взрывы, видели, как над их головами летают самолеты.

– Во время войны я пешком прошел через весь Капустин Яр, потом работал заведующим районным отделом образования, и мы не знали, что там военная база. Однако снаряды и обломки ракет падали недалеко от поселков, в нарынских лесах. Люди забирали домой обломки, оставленные военными, и использовали металлолом у себя в хозяйстве, – говорит Мухтар Ажгулов

Дорога в космос начиналась не с Байконура, а именно отсюда, из нарынских степей. По большому счету, первым в мире космодромом стал Капустин Яр. И первых “космонавтов” звали вовсе не Белка и Стрелка, которых готовили тоже здесь, а Дезик и Цыган. Еще задолго до запуска первого искусственного спутника земли, 22 июня 1951 года, эти беспородные собаки стартовали на 100 километров вверх и через час опустились на Землю живыми и невредимыми. Потом эту парочку запускали в космос еще раз, и при повторном спуске одна из собак погибла. А вот вторую, как говорят, взял себе домой сам академик Сергей КОРОЛЕВ. Четырежды летала в космос собака по кличке Отважная. Рассказывают, что одна из собак сбежала со стартовой площадки прямо перед запуском, пришлось посылать в космос первую попавшуюся дворнягу. Но вообще не так просто было вернуть на землю “четвероногих космонавтов”. Сначала были сооружены катапультные тележки, затем животные в скафандрах спускались на парашюте. Мол, на это уходило не меньше 60 минут.

Всего с Капустина Яра в космос запустили 48 собак. Здесь же осуществляли первые исследования околоземного пространства, отладку систем навигации, отработку космических аппаратов. Отсюда ракетчики вывели на орбиту первый искусственный спутник серии “Космос”. На этом полигоне впервые отрабатывали теле-, радио-  и телефонную связь через космос.  В целях освоения космического пространства здесь проведено 139 пусков ракет-носителей.

В середине 50-х годов с Капустина Яра стартовала ракета, способная нести ядерное оружие. С этого времени здесь проводились ядерные испытания. Запуски баллистических ракет производились из специальных шахт и ангаров.

– Оказывается, военные сделали подземные ангары и оттуда направляли свои радиоуправляемые ракеты, которые падали в пустыне. Затем летчики находили их и забирали радиоаппаратуру, а обломки металла оставались в степи, – поясняет Мухтар Ажгулов.

Большая часть ракет падала в районе знаменитого озера Хаки Сор.

– Это уникальное соленое озеро, способное поглощать и впитывать в себя тяжелые предметы. Военные знали об этом свойстве озера, поэтому специально выбрали его в качестве могильника для ракет, – рассказал “КАРАВАНУ” Какен КУБЕЙСИНОВ, руководитель антиядерного движения “Нарын”, душой и сердцем болеющий за судьбу родного края.

Территория Хаки Сора представляла собой 810 тысяч гектаров земли. Сегодня можно констатировать, что озеро высохло. Начиная со второй половины 50-х годов люди стали наблюдать здесь массовый падеж сайгаков. Напившись отравленной воды, они гибли. Проведенные уже в годы независимости исследования показали, что в крови и шкуре животных концентрация тяжелых металлов превышает все разумные показатели. Массовый падеж домашнего скота власти списывали на различные болезни, но никак не на воздействие полигона. В советские годы об этом никто не знал, а тем, кто догадывался, рекомендовали молчать – для собственной же безопасности. Рождение людей-мутантов также приходилось на период с 50-х до конца 80-х годов.

– Уже после 1952 года люди начали болеть, рождались мутантами, наверное. Но никто ничего не знал: на весь сельский округ один врач, в колхозах даже фельдшера не было, поэтому невозможно было знать, отчего люди болеют и умирают, – отмечает Мухтар Ажгулов.

То, что полигон был далеко не безвредным, прекрасно знали те, кто здесь работал. Токсичные отходы образуются при сгорании ракетного топлива. При старте ракеты выжигается земля, затем падают обломки. Но военные отрицали и ядерные испытания, и подземные толчки, происходившие во время взрывов, от которых трещали стены и вылетали стекла даже в Волгограде. Испытания, а потом массовое уничтожение, согласно международной договоренности, ракет средней дальности, тротиловый эквивалент взрыва которых более 90 тонн, также легли бременем на здоровье людей и экологию Приуралья. Всего за 1988–1991 годы в Капустином Яре были уничтожены 654 ракеты средней дальности “СС-20”. Тогда СМИ писали о сотнях экологических постов, установленных на полигоне и в местах падения ракет, которые якобы не зафиксировали никаких отклонений экологического фона. Понятно, что это было не чем иным, как лукавством.

И сегодня, по прошествии почти 70 лет с начала военных испытаний в пустыне Нарынкум, люди не могут вздохнуть спокойно. Так, в марте 2014 года рядом с поселком Шунгай свалилась очередная ракета. Как потом было заявлено, ракета сбилась с траектории и не долетела до заданной точки.

Уральск