На десяти площадках глубиной от 165 до 1 500 метров полигона “Азгир” (он же объект “Галит”) в советское время было проведено 17 подземных ядерных взрывов. Срок полураспада радионуклидов в земле цезия-137 составляет 33 года, стронций распадается через 90–100 лет, а период полураспада плутония-239 – от 242 до 6 000 лет. Глава центра комплексных экологических исследований Института ядерной физики Виктор ГЛУЩЕНКО на совещании по радиационной обстановке на “Азгире” и прилегающих населенных пунктах Курмангазинского района заверил: радиация – в норме:
– Уровень загрязненности территории полигона и прилегающих мест искусственными радионуклидами практически не превышает фоновых уровней и относится к категории территорий с относительно благополучной экологической обстановкой по радиационным параметрам. При этом радиационная обстановка является нормальной и определяется естественными радиационными факторами.
Неужели радиация испарилась? Работы по ликвидации радиоактивных пятен велись с 2002 года. Полигон очистили от десяти тонн зараженного грунта и двух тонн фрагментов металлолома, сейчас, по мнению специалистов института, уровень радиационного фона в допустимых пределах – пять-десять микрорентген в час. Вместе с тем Виктор Глущенко не отрицает, что объекты все равно остаются радиационно-опасными. Пять самых опасных площадок полигона, на которых остались локальные участки радиационного загрязнения, огорожены. Еще будет ограничен проход в район технологической площадки А-9, где при взрыве образовалась воронка, ставшая озером. Для этого ведется работа по созданию заградительной зоны из спирали, навитой из армированной колючей ленты. Оценочная стоимость работ, запланированных на 2015 год, – 14 миллионов тенге.
В населенных пунктах Атырауской области, прилегающих к “Азгиру”, не единожды проводились комплексные исследования состояния окружающей среды. А люди проходили радиологическое и медицинское обследование на радионуклиды в организме. Результаты исследований вроде должны успокоить людей. Но у атырауских экологов своя точка зрения на итоги исследований.
– Радиация никуда не ушла, она мигрирует в подземных водах. Мы тоже могли бы самостоятельно исследования проводить, кроме того, в департаменте экологии имеется дозиметрист, но нас на объект “Азгир” не допускают. Почему? – отметил руководитель департамента экологии Атырауской области Ербол КУАНОВ. – В подземных водах имеется целый ряд химических элементов, большая опасность никуда не испарилась.