Полиция и мы: учимся доверять

Еще несколько лет назад эти цифры были гораздо меньше. На первый взгляд - налицо ухудшение криминогенной обстановки в стране. Между тем, по заявлениям сотрудников Министерства внутренних дел, это, наоборот, показатель работы сотрудников полиции, трудящихся в последние годы по международным стандартам.
"У нас были серьезные проблемы, когда в погоне за хорошей статистикой, полицейские пытались скрывать те или иные правонарушения, - заявил Багдад Кожахметов, начальник Департамента языковой политики и информации МВД Казахстана, на прошедшем вчера в Алматы круглом столе по аспектам полномочий полиции и надзорных механизмов. - Сегодня мы придерживаемся принципа полной регистрации всех преступлений, которые поступают от граждан. Потому сегодняшняя статистика существенно стала отличаться от предыдущей. Критерий оценки деятельности полицейского, еще в советские времена, заключался в количестве раскрытых им правонарушений. Думаю, сегодня этот метод нужно менять".
О том, что нужно что-то менять в отношениях между простыми гражданами страны и людьми в погонах говорится давно. Наверное, со дня появления на земле служителей правоохранительных органов.
Правозащитники выслушивают слезные истории родственников людей, пострадавших от "полицейского произвола", полицейские рапортуют об очередном "нарушителе", международные наблюдатели высчитывают уровень рейтинга страны по демократическим основам. Для простых граждан республики все это стало до такой степени привычным, что уже не в силах вызвать какие-то живые эмоции. Между тем грядущее председательство страны в ОБСЕ вынуждает чиновников "сдавать в чистку" свои "мундиры"-репутации. Одним это удается самостоятельно, другие учатся на опыте иностранных коллег.
По словам Багдада Кожахметова, казахстанская полиция переживает серьезный процесс реформирования, и сегодня она существенно отличается от той полиции, какой была лет 5-10 назад. "Благодаря таким организациям как ОБСЕ, нам удается обмениваться опытом с западными коллегами, ориентироваться на международные стандарты, - уточняет он. - Полицейская служба должна выбирать транспарентность, открытость, подконтрольность и подотчетность перед обществом, а не существовать для того, чтобы тотально представлять власть и диктовать ее условия перед народом. Понимая это, министерство внутренних дел примет все необходимые усилия, чтобы максимально сблизиться с народом".
Совершенно очевидно, что для сближения с правоохранительными органами граждане должны научиться доверять им свои жизни. В условиях закрытости полиции и мест предварительного заключения, а также мест лишения свободы совершенно справедливо появление "мифов" и "историй за жизнь", где "менты" - плохие, а я ни в чем не виноват". В прошлом году это поняло и руководство МВД. Совместно с центром ОБСЕ в Астане и НПО "Хартия за права человека" оно начало работать над совместным проектом по осуществлению мониторинга мест заключений под стражей и мест предварительного заключения. Пилотный проект реализуется в Алматы с мая 2008 года.
"Создание общественного совета при МВД РК послужило толчком для развития общественного контроля за деятельностью полиции. Видимо, нужно было нашему министру принять такое решение, потому что уровень доверия между полицией и гражданами Казахстана фактически был на нуле, - уверяет Жемис Турмагамбетова, руководитель общественного фонда "Хартия за права человека". - Проект "мониторинг мест заключений под стражей и мест предварительного заключения" родился не на пустом месте. Нам пообещали, что для правозащитников будут открыты любые участки в любое время дня и ночи. Мониторинг мест заключений в Алматы, проводившийся с мая этого года, показал положительные результаты. Мы нашли не просто общий язык с сотрудниками полиции департамента внутренних дел Алматы, но и осуществили создание превентивного механизма против пыток".
По словам же Жаннет Клетцер, заместителя главы Центра ОБСЕ в Астане, мониторинг был очень выгоден самим органам внутренних дел, потому что "именно они зачастую находятся в атмосфере критики со стороны общественности". "В последнее время интерес к Центральной Азии со стороны международного сообщества значительно возрос. К тому же к Казахстану он приобрел уже особый характер. Потому особо тщательно оценивается уровень демократичности полиции в стране", - заметила она.
Справедливости ради стоит отметить, что подобная практика мониторинга обстановки в местах не столь отдаленных, но в то же время столь завуалированных от общества, уже существует в соседней стране - Киргизии.
По словам Шамшыбека Мамырова, начальника отделом реформирования ОВД Кыргызстана, с августа 2002 года в этой стране полноценно реализуется программа ОБСЕ, в 2005 году переименованная в программу по реформированию органов внутренних дел Кыргызской республики.
"В рамках этой программы был тоже создан свой общественный совет по мониторингу мест заключения. Но наша практика показала, что подобный институт, созданный при Министерстве внутренних дел, не обеспечивает реального гражданского контроля", - заявил он. По словам киргизского полицейского, у них на повестке дня создание независимого гражданского института по мониторингу мест заключения и предварительного содержания.
Между тем, у нас в стране планируется, что в 2009 году мониторинг в Казахстане будет осуществляться не только в Алматы, но и в трех главных областях республики.
Как заявила Жемис Турмагамбетова, все зависит от уровня финансирования проекта международными фондами, "потому что поиск доноров и грантов занимает очень много времени".

Фото с сайта http://www.zakon.kz