Полицейский вопрос: способна ли наша полиция нас сберечь?

На место конфликта прибыли полицейские, однако успокоить ситуацию им не удалось. Позднее в село Масанчи направили дополнительные силы полиции. Участники драки оказали активное сопротивление с применением металлических предметов, камней и огнестрельного оружия. В результате были повреждены и сожжены более 30 частных домов, 15 объектов торговли, 23 автомашины. По последним данным, погибли 11 человек, более сотни пострадали, из них 50 человек госпитализированы.

После этих трагических событий Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил освободить от занимаемых должностей заместителя акима области по социальным вопросам Слушаш Курманбекову, акима Кордайского района Болатбека Байтоле за серьёзные упущения в работе.

Касым-Жомарт Токаев также поручил министру внутренних дел Ерлану Тургумбаеву освободить от занимаемых должностей начальника департамента полиции Жамбылской области Армана Оразалиева и начальника отдела полиции Кордайского района Азамата Айхимбекова.

Отечественные эксперты отмечали, что, помимо социального напряжения в регионе, эта ситуация наглядно продемонстрировала недостаточную готовность силовых структур, в частности МВД РК, к своевременному выявлению очагов напряжения, предупреждению таких конфликтов и прекращению массовых беспорядков. Получается, что правоохранительные органы не в состоянии обеспечить безопасность граждан, на чьи налоги и содержится этот орган власти.

Реформа МВД и денежная поддержка от государства    

Два года назад, после трагической гибели казахстанского фигуриста Дениса Тена, общественность потребовала проведения серьезных реформ в структуре министерства внутренних дел. После этого в Казахстане стартовала реформа полицейской системы, на которую направили 173 миллиарда тенге. Сообщалось, что на реформирование органов внутренних дел уйдет три года.

Государственные средства были направлены на повышение заработных плат, аренду жилья для полицейских и создание современных фронт-офисов полиции. В результате сотрудникам патрульной полиции на 65 процентов повысили зарплату, сотрудникам оперативно-следственных подразделений - на 55 процентов, а работникам остальных служб полиции - на 20 процентов.

Позднее Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев говорил, что работа министерства внутренних дел должна быть организована четко и системно. Глава страны также призвал полицию быть более открытой и устанавливать диалог с обществом. Однако руководитель ведомства Ерлан Тургумбаев, возможно, воспринял слова про «открытость» важнее остального и отмечал это как одно из главных достижений.

- Мы сами говорим, что полиция открытая, мы о своих планах говорим, о том, что происходит. Как сами видите, мы все говорим открыто, не скрываем ничего, - заявил он на отчетной встрече с населением в 2019 году.

Из позитивных изменений на сегодняшний день можно отметить сокращение численности сотрудников на 11 процентов и обновление руководящего состава полиции. Однако в конце января текущего года появилась информация, что МВД просило вновь увеличить лимит штата сотрудников, а для реализации проекта, естественно, будет необходимо выделение дополнительных денежных средств из республиканского бюджета.

Помимо масштабных «поощрений» в виде госфинансирования, в МВД существует и система премий за такую непростую задачу, как отказ от взятки. В СМИ периодически появляется информация о награждении сотрудников за столь нелегкое дело, как отказ от нарушения закона и демонстрация честности.

К примеру, в прошлом году костанайским полицейским вручили нагрудные знаки "Адал жүрек" за самоотверженное отношение к государственной службе и демонстрацию принципа "честности" в ходе несения профессиональных обязанностей. А уже в этом году таразского полицейского наградили премией в 80 тысяч тенге за отказ от взятки в размере 1000 тенге, что, по мнению госслужащих, являлось примером неподкупности сотрудников правоохранительных органов.

Другая картина мира

Несмотря на то что отказ от нарушения закона, безусловно, привычка благородная, в системе МВД, к великому сожалению, существует гораздо большее и куда более серьезное количество проблем. К примеру, фальсификация доказательств уголовных дел, что в нашей стране уже не редкость.

Журналисты отечественного издания Informburo.kz провели подробный анализ, где выявили главные причины проблемы. Основными факторами они отмечают необходимость в улучшении показателей раскрываемости, нехватку времени на раскрытие дел и элементарную халатность полицейских. Вследствие чего правоохранители и прибегают к таким методам, как подкидывание улик, подделка доказательств, сочинение показаний и даже принуждение невиновных к признанию в совершении преступления.

Причем последний фактор достигается разными методами: можно прибегнуть к подкупу невиновного или применить физическое воздействие, в частности, избиения и пытки, что, к слову, тоже превратилось во вполне обыденную процедуру.

За прошедший год в казахстанских СМИ опубликовали огромное количество случаев применения насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов. К примеру, за прошедшие три года в Казахстане зафиксировали свыше 50 случаев пыток заключенных, а в конце июля прошлого года Казнет облетела видеозапись, как проходят такие пытки. На видеозаписи мужчина был подвешен за связанные сзади руки, как на дыбе, и подвергался жестоким избиениям.

 

Немало в СМИ писали и о случаях избиения со стороны полицейских. Еще одна интересная видеозапись, ставшая достоянием общественности, - пример избиения задержанного толпой полицейских в стенах ведомства. На кадрах мужчину в наручниках по полу затащили в отделение, а некоторые полицейские били его ногами по голове и в живот.

 

Причем бывало и так, что жертвами полицейского произвола могли стать и женщины, и даже инвалиды. Например, в сентябре прошлого года правоохранители избили инвалида второй группы, подозреваемого в мошенничестве. Примечательно, что, по словам опекунши пострадавшего, полицейские явились к нему в дом и устроили обыск без объяснения причин и предоставления служебных документов, а затем избили его.

Примечательно, что в системе МВД прекрасно осведомлены о существующих проблемах и даже не отрицают их. Действующий министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев заявлял, что некоторые сотрудники, будучи стражами порядка, систематически нарушают законы.

- Отсутствие элементарной вежливости, нарушения дисциплины и прав граждан, совершение коррупционных и других проступков ложатся пятном на всех, кто служит в органах внутренних дел. Поэтому любой случай нарушения дисциплины и законности со стороны сотрудников полиции сейчас воспринимается в министерстве внутренних дел как чрезвычайное происшествие, - добавил он.

К сожалению, несмотря на столь жесткие меры, в средствах массовой информации продолжают появляться материалы о беспределе полицейских и неправомерных действиях со стороны органов правопорядка.

Почему реформы полиции не дали на данный момент заметных результатов?

За разъяснением этого вопроса корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к журналисту-исследователю Казахстанского международного бюро по правам человека Андрею СВИРИДОВУ.

- Видимо, по логике начальства, это делается как раз для того, чтобы полицейские честно выполняли свои прямые обязанности. Однозначно судить тут невозможно.

С одной стороны есть такое мнение, что у рядовых полицейских очень маленькая зарплата плюс регулярные поборы внутри системы, и это вынуждает их брать или вымогать взятки, чтобы свести концы с концами. Вот им и повышают зарплату, чтобы избежать этих правонарушений, им и повышают зарплату. Если такой метод может помочь в борьбе с коррупцией, то это более-менее нормально, однако жизнь показывает, что это не совсем так. Все люди разные, а значит, кто-то будет брать взятки, сколько бы ему не платило государство, а кто-то не будет этого делать, даже если будет жить впроголодь.

С другой стороны, нельзя сказать, что полицейских у нас вообще никак не наказывают за совершенные преступления, будь то взятки или пытки. Не так чтобы каждый день, ер ловольно часто нам становится известно о громких увольнениях, арестах и приговорах госслужащим различного ранга и разных ведомств, однако общего прогресса в деле самоочищения системы как-то не наблюдается. И это неудивительно, потому что такая система создавалась и сама себя воспроизводила вот уже почти тридцать лет. Возможно, понадобится примерно столько же лет для исправления этой системы, если только этот процесс вообще когда-нибудь начнётся.