Полгода без учебников казахского учились дети в алматинской школе: как это произошло

В начале января блогер Жанар Кусаинова опубликовала серию репортажей в TikTok о проблеме нехватки учебников казахского языка в городе Алматы. По ее словам, учеников 209-й алматинской школы не обеспечили учебниками, и несколько пятых классов изучали казахский язык без учебников вообще. И только после выхода репортажей блогера для учеников были приобретены учебники. Как оказалось, это учебники казахского языка и литературы для классов с русским языком обучения издательства «Көкжиек-Горизонт».

Прокомментировала эту ситуацию и ответила на вопросы медиапортала Caravan.kz директор издательского дома «Көкжиек-Горизонт», кандидат педагогических наук Наталья Новосельцева.

Блогер заявила, что в алматинской школе № 209 полгода не было учебников. Так ли это? И как такая ситуация вообще могла произойти?

– У нас был такой же вопрос к управлению образования города Алматы. Управление образования отчиталось перед Министерством просвещения, что ученики Алматы на 100 % обеспечены учебниками, а на самом деле были школы, которые полгода занимались без учебников казахского языка. (Говорю «школы», потому что в комментариях к репортажам была также названа и 205 школа.) Ситуация с отсутствием учебников произошла потому, что уже третий год подряд управление образования города Алматы не закупает учебники у издательства «Көкжиек-Горизонт».

Учебник, о котором рассказала блогер Жанар Кусаинова, это учебник казахского языка и литературы для учеников 5 класса, приобрести его в других издательствах нельзя, так как он единственный и безальтернативный. Управление образования города Алматы закупило этот учебник в 2017 году, распределило по школам города, но за последние 7 лет в городе открылось много новых школ, которые и остались без учебников. Библиотекари ежегодно заимствуют друг у друга учебники в случае, если школе не хватает каких-то наименований учебников, но в ситуации со школой 209, видимо, ни одна школа не смогла поделиться излишками, это и понятно – им самим их не хватает.

Из репортажей мы узнали, что ученикам наконец-то спустя полгода все же раздали учебники, причем вышедшие из типографии в 2023 году. Так значит, все-таки учебники были закуплены у вашего издательства?

– Нет, мы сами удивлены. Управление образования города Алматы не закупало учебники, наши дистрибьюторы также не продавали в январе такое количество учебников. Взять учебники в других школах Алматы, выпущенные в 2023 году, тоже невозможно, так как, повторюсь, управление образования Алматы не закупает у издательства «Көкжиек-Горизонт» учебники третий год подряд. Причем в учебники тут же проставили штамп школы 209, то есть книги приняты на баланс именно этой школы в её библиотечный фонд. Это говорит о том, что это точно не заимствованные в других школах на время книги. Так откуда же они взялись? За чьи деньги были куплены? Процитирую приказ МОН РК № 91, в котором сказано: «Обучающиеся и воспитанники организаций образования … обеспечиваются бесплатными учебниками, УМК и в том числе электронными учебниками в объеме, прогнозируемом органами образования на учебный год, за счет средств местных и республиканского бюджетов». А эта партия книг уж точно не приобреталась за счет алматинского бюджета.

 Если это неправомерный инцидент, то был ли кто-то наказан за то, что ученики полгода были без учебников? Что вам ответило управление образования Алматы?

– Самое обидное, что был наказан библиотекарь школы. В ответе УО Алматы сказано, что на библиотекаря наложили дисциплинарное взыскание. То есть в том, что управление образования отказало этому самому библиотекарю в приобретении учебников казахского языка, виноват сам библиотекарь? Библиотекарь сама ничего не могла сделать в этой ситуации, поэтому считаем ее наказание абсолютно необоснованным. Директор школы был назначен только в январе, он точно не виноват. А вот завучи? Есть же курирующий библиотеку завуч. Почему он полгода молчал? Учитель казахского языка, которая, вместо того, чтобы бить тревогу, полгода молчит и копирует детям учебник. Кстати, ксерокопирование – это нарушение авторских прав, но это никого не напрягает. Все спокойно занимаются по листочкам-ксерокопиям. Даже родителям раздают пиратские копии отсканированного учебника, чтобы те могли распечатать своим детям. Вот посмотрите, как комментируют сами родители изучение государственного языка по ксерокопиям и распечатанным «на коленке» учебникам:

В тех же репортажах блогер рассказала о проблеме ветхих учебников. Демонстрировались учебники разных издательств. Если все так, то почему школы выдают школьникам такие ветхие учебники? И кто должен заниматься надзором за качеством книг, которые в руках наших детей?

– Мы тоже задались этим вопросом, обратились в управление образования Алматы, ответ на наше обращение просто потрясает: оказывается, учебники, которые были закуплены в 2017 году и должны были быть списаны ещё в 2022 году, до сих пор в обороте, а значит, в руках наших детей. Представьте: казахский язык 4 раза в неделю, учебнику 7 лет, как вы думаете, в каком виде он сейчас на руках у наших детей? В издательство поступают фотографии и видео таких учебников, вид которых просто ужасает. Про то, кто должен заниматься надзором за качеством учебников, которые сейчас в портфелях наших учеников, мы тоже задались вопросом. Сделали запрос в департамент санитарно-эпидемиологического контроля города Алматы. Дело в том, что каждое издательство сдаёт в этот департамент на экспертизу свои учебники, их проверяют на вес, токсичность типографской краски, прозрачность и качество бумаги, токсичность клея и прочие показатели. Каждое издательство может продавать свои учебники только после получения положительного заключения департамента санитарно-эпидемиологического контроля. Но эта проверка касается только новых учебников. Представьте, каково было наше удивление, когда оказалось, что департамент санитарно-эпидемиологического контроля не занимается ветхими учебниками, это не их сфера деятельности! Поэтому ваш вопрос о том, кто должен заниматься надзором за качеством книг, пока остаётся открытым. Получается, что никто.

 

 

Справедливости ради скажем, что такая ситуация с ветхими учебниками не только в Алматы, она повсеместно и не только с книгами нашего издательства. Особенно изношены учебники математики, учебники по языковым дисциплинам, особенно английского языка. Больше всего изношенных книг среди учебников для третьих, пятых и седьмых классов. Учебники вовремя не списываются, а родители зачастую, получив для своего ребёнка такой истрёпанный учебник, стараются купить вместо него новый. Затем, кстати, этот новый сдают в библиотеку, а библиотека его просто присваивает. Опять же вопрос, на основании каких нормативных документов происходит такое присваивание?

Как вы думаете, что необходимо предпринять, чтобы ученикам всегда хватало учебников и чтобы учебники эти были в удовлетворительном состоянии? Есть ли у вас какие-то здесь предложения?

Во-первых, необходимо сделать заказ учебников абсолютно прозрачным. Должен быть единый электронный портал, где будут сконцентрированы и в дальнейшем храниться все заявки, каждой школы. Сейчас заявки учителей нигде не фиксируются, найти их и посмотреть практически невозможно. В школы не закупают рабочие тетради, лексические минимумы, ни разу не закупались за счёт государства контурные карты и атласы, хотя весь спектр УМК давно находится в приказе 216, но почему-то многие наименования учебных пособий просто игнорируются.

Во-вторых, полная ревизия библиотечного фонда всех школ по стране. Можно же просто посчитать, сколько было приобретено, в каком году, сколько согласно циклу фондирования должно быть списано, сколько в остатке. По НОБД (национальная образовательная база данных) известно, сколько учеников в каждом регионе, значит, на этот контингент и надо закупить недостающие учебники.

В-третьих, элементарное соблюдение приказов МОН РК № 44 и № 91, которые регламентируют пополнение библиотечного фонда, разъясняют механизм списания ветхих учебников.

И, наконец, в-четвёртых, и это самое главное, давайте перестанем экономить на наших детях. Нам должно быть стыдно, что мы допустили изучение государственного языка по ветхим, истрёпанным учебникам, а то и вовсе по сканированным пиратским копиям.