Полеты наяву

Происшествия - не моя стихия. Возможно, это означает полное отсутствие репортерской "жилки", но когда на улице толпа несется глазеть на кровавую аварию, я один, закрыв глаза и уши, поворачиваю против течения, подальше от этого места. И о катастрофе в Бишкеке никогда не стал бы писать, если бы не один факт. Так, казалось бы, мелочь на фоне трагедии. Но зацепило.
Случилось так, что поздно вечером в воскресенье, уже зная о том, что при взлете в аэропорту "Манас" разбился "Боинг", я вышел на улицу покурить. Навстречу двигался сосед дядя Коля - известный общественный борец с парковками автомобилей и блюститель подъездной нравственности. "Слыхал?" - спросил он. И с нескрываемым злорадством добавил: "Долетались!" Потрясло меня то, что он при этом улыбался. Кривой такой ухмылочкой тихого вредителя, но - улыбался!
Можно, конечно, изо всех сил и искренне ненавидеть технический прогресс. И подтверждения его "вредности" находятся сами собой. Погода резко меняется? Еще бы, понаделали дырок в космосе. Наводнением топит города - а не фиг нарушать природный баланс, плотины всякие строить! Можно желать автомобилю, чихнувшему вам в лицо, въехать в ближайшую колдобину - это понятно, как говорится, в сердцах чего не скажешь. Но вряд ли кому-то придет в голову пожелать водителю разбиться насмерть. А по дядиколиной логике - это как раз нормально. Никак не поймет он, что вспять процесс не повернуть. Со времен изобретения колеса человечество терпит аварии, калечится, но не унимается - новые и новые "Титаники", сверхзвуковые, со скоростью, не поддающейся разумению, выходят на волны прогресса. Все поломать и пересесть на лошадей? Так ведь, как известно, и ишак может закусить удила и понести. Наивно это все было бы, если бы не вот эта ненависть и полное равнодушие к гибели людей. "Долетались" - значит, еще одно доказательство пагубности техники. Мы все достаточно циничны и не рыдаем в голос, услышав о подобном происшествии. Но все же на душе - нехорошо, тяжко…
Каким бы ни было совершенным "железо", рядом всегда присутствует человек. Меня, например, волнует то обстоятельство, что основной причиной авиакатастроф в СНГ эксперты считают элементарную усталость пилотов. Работая в частных компаниях "на износ", они не имеют возможности восстановиться, как положено. Вот и одной из версий бишкекской катастрофы называется ошибка местного экипажа в управлении полетом. И кстати, компания Itek-Air - один из крупнейших киргизских авиаперевозчиков, чьи самолеты ежедневно совершают рейсы в Москву и Новосибирск, но летать над Европой им запрещено.
Еврокомиссия включила эту авиакомпанию в свой "черный список" небезопасных. А в СНГ, выходит, летать можно. Так что технический прогресс, пожалуй, здесь не при чем.