Шестеро пациентов закрытого учреждения поставили свои подписи под письмом, в котором упрекали руководство в плохом обращении, скудном питании, отсутствии лекарств и т. д. Они уверяли, что жаловаться в государственные органы не могут, так как к моменту проверок директор учреждения всегда бывает предупрежден и успевает создать видимость полного благополучия: “Нас переодевают, еду готовят лучше и предупреждают, что если будем жаловаться, нас заколют или залечат....”.
– Это письмо пациенты ПМСУ №2 передали тайком через сотрудников учреждения, – рассказал первый секретарь карагандинского обкома КНПК Александр ЗЕВАХИН. – Даже понимая, что жалуются люди психически нездоровые, мы не могли проигнорировать их крик о помощи. Прежде всего они люди, граждане Казахстана.
Партийцы обратились с заявлением в областное управление координации занятости и социальных программ Карагандинской области, курирующее психоневрологический интернат, с просьбой организовать внеочередную проверку с участием общественности. Чиновники удовлетворили просьбу лишь спустя несколько месяцев.
– Первым шоком для нас стало то, что директора учреждения Жаксыбека Сабитова о нашем приезде предупредили те самые сотрудники управления координации занятости и социальных программ, – говорит второй секретарь карагандинского обкома КНПК Тимур САЙФУЛЛИН. – Более того, он знал пофамильно тех, кто подписал жалобу. Их личные дела лежали на его столе. Он сначала не хотел показывать, в каких условиях здесь живут. Затем провел по тем корпусам, где к проверке были явно готовы.
По словам общественников, ухоженные больные, отремонтированные корпуса и чистая территория не убедили их в безгрешности администрации, и они потребовали “экскурсию” по корпусу, находящемуся в районе ЖБИ.
– Еще триста пациентов живут в отдельном здании в другом районе, – отметила юрист Айман БИРЖАНОВА. – Оказалось, условия их проживания разительно отличаются от тех, что продемонстрировали нам сначала.
Как говорят партийцы, в отделенном здании ремонтом даже не пахло, зато стойкий запах затхлости преследовал повсюду:
– Сотрудники объяснили запах тем, что, мол, многие больные ходят под себя. А на вопрос, почему на них такая ветхая одежда, ответили: “Так они же больные люди!”. Оказалось, что за час до ужина на кухне нет хлеба, приготовлены были только пшенная каша и тушеная капуста. Поговорить наедине с людьми, подписавшими жалобу, администрация не дала. Еще выяснилось, что 90 процентов пенсий по инвалидности, которые перечисляются на счет недееспособных больных, контролирует их опекун – директор!
Результатом проверки стали письма от общественной организации в министерство здравоохранения и социального развития, управление координации занятости и социальных программ Карагандинской области, агентство по делам госслужбы и прокуратуру. Коммунисты задались вопросом об объективности контролирующего органа – управления координации занятости и социальных программ: “Его сотрудники вели себя так, как будто они являются сотрудниками проверяемого объекта: пытались защитить директора, прикрыть или скрыть недостатки в работе вместо того, чтобы выявлять и пресекать их. Откуда такая заинтересованность?”.
Есть и более серьезный вопрос: “Со слов директора психоневрологического медико-социального учреждения № 2 Сабитова Ж. М., за трехлетний период его работы 250 больных признаны недееспособными, и опекунами признано руководство учреждения. Только двое больных были признаны дееспособными. Понятно, что только суд может признать больного недееспособным, но документы готовят и дают заключение медики. Действительно ли состояние больных ухудшилось или это выгодно руководству учреждения, чтобы полностью контролировать их финансы?”
– Также непонятно, как один санитар может уследить за больными двух этажей (100–120 человек), а одна медсестра ухаживать за 60 больными, – заявили коммунисты.
Вот только заинтересуют ли чиновников проблемы пациентов психоневрологического закрытого учреждения – большой вопрос…
Караганда