"Покажи мне небо". 11 деток семьи Кабылбаевых

Первый раз прокатились на поезде

Такая большая семья даже в одну машину не помещается. Обычно, чтобы выехать в город за покупками, им надо делиться на партии. Мурат берет мальчиков, его супруга – девочек. А тут всем составом они впервые выбрались в дальнюю поездку – в Алматы. Дети первый раз в жизни ехали на поезде.

– Нас как почетных гостей пригласило “Добровольное общество “Милосердие” Аружан Саин, спасибо им, все эти дни они нас опекали, – рассказывает нам Мурат в Алматы. – Мы посетили детские развлекательные центры, были в Парке Первого Президента, покатались на метро, ездили на “Медеу”, Шымбулак, дети под большим впечатлением. Столько внимания, мы немного даже растерялись. Честно сказать, они не хотят уезжать, столько всего увидели.

Мурат почти 15 лет был духовным управляющим имамом Кенесаринского сельского округа (близ Кокшетау), а сейчас занимается общественной работой.

– Еще в первый год нашей супружеской жизни мы с Орынбасар договорились, пусть у нас будет много своих детей, но все равно одного или двоих возьмем из детского дома. У меня с детства была мечта о большой семье, – признается Мурат.

Дети из детдома очень боятся за будущее

Супруги девять лет ждали появления своего первого и единственного биологического сына Ибрагима. Сегодня же у Кабылбаевых одиннадцать деток в возрасте от 5 до 15 лет. Семья стала расти три с половиной года назад, когда Мурат приехал в детский дом:

– Там мне в лицо сказали: “Вы не нравитесь. Я вам детей не дам”. Человек даже не заглянул в мои документы, сделал такие выводы. Когда стал изучать эту проблему, понял, детей просто не хотят отдавать. Ко мне в соцсетях стали обращаться со всего Казахстана, оказалось, что потенциальные приемные родители сталкиваются с тем же. Почему? Государство на сегодня очень хорошо обеспечивает детдома? – вспоминает он.

И все же в том детском доме Мурат взял нескольких ребятишек. Причем пара колебалась относительно того, сколько всего детей забрать. И тут в период семейных дебатов у них дома на свет появляется теленок с цифрой семь на лбу.

Тот теленок стал местной знаменитостью, его показывали по телевидению.

– Когда мы увидели это, то решили точно: возьмем семерых. Но сразу всех брать побоялись, сперва четверых, потом, если справимся, еще. Когда Ибрагиму исполнился годик, в нашей семье появились Адель, Тамерлан, Толеген и Болат. Со временем поняли: все нормально, тепла хватит на всех. Через 6 месяцев взяли еще троих – Колю, Оксану, Машу, и месяц назад наша семья стала больше еще на три человека – пришли Анастасия, Эмре и Фатих. В тот первый день, когда мы их привезли, они сказали: “Когда вы будете старые и умрете, мы вас будем хоронить”, то есть дали нам понять, что больше отсюда никуда не уйдут. Дети из детдома очень боятся за свое будущее, – продолжает Мурат.

Ребенок имеет право на шалость

– Я намеренно брал по несколько детей из одной семьи, так как по закону их нельзя разделять, и потому у них меньше шансов быть усыновленными. Изначально хотели брать детей только до 3 лет. Но когда мне дали дело Толегена и Болата, им было по 8–9 лет, подумали, мы что, в магазин пришли? Дети из одной семьи обречены оставаться в детском доме до совершеннолетия. Потом уже специально выбирал детей старше пяти лет, как правило, на усыновление берут самых маленьких. У многих стереотипы, что после пяти лет воспитывать уже бесполезно, – отмечает Кабылбаев.

Мурат говорит, что не всегда в семье царит идиллия, но, по его мнению, любой ребенок имеет право на шалость. Ведь родным детям мы многое прощаем, они научились прощать и приемным.

– Детей нужно любить такими, какие они есть, просто их надо воспитывать и направлять в нужном направлении. У нас каждое воскресенье проводится семейный совет, мы садимся за стол и обсуждаем, как прожили неделю, чего добились, чем каждый отличился. Если кто-то провинился, то выносим это на общий совет, зачем он так сделал, к каким последствиям может привести. Провинившийся встает, объясняется. Всё у нас проходит через беседу, – рассказывает Мурат.

– Дети послушные, с ними несложно, – добавляет Орынбасар. – У нас все так организовано, они знают, кто каким делом занимается – один пылесосит, второй посуду моет, третий полы, у нас скользящий график, и все его придерживаются. Старшие ухаживают за младшими, а те их слушаются. Дети помогают в огороде – траву прополоть, ограду поправить…

По словам многодетной мамы, детвора любит, когда она готовит манты, пироги из духовки, выпечку. Кстати, у семьи большое хозяйство, которое почти полностью их обеспечивает. Об увеличении семейства пока не думают – жилищные условия уже не позволяют. В селе Кенесары Кабылбаевы живут в самом большом доме. Но не исключают, что, когда старшие дети уедут на учебу, могут появиться новенькие.

Покажи мне небо

У детей нет языкового барьера, они свободно говорят на казахском и русском языках. Семеро из них учатся в казахской школе, двое – в русской.

– Как вы распределяете свою любовь на 11 человек? – спрашиваю у Мурата.

– Не знаю, как-то получается. У нас буквально недавно за столом вышел такой разговор, я у Фатиха спрашиваю: “Ты кого любишь больше – папу или маму?”. А он говорит: “Чуть-чуть маму больше”. А Эмре отвечает: “Нет, я люблю чуть-чуть папу больше”.

– О каких профессиях мечтаете для детей?

– Они уже сами немножко определились, кто кем будет. Толеген хочет быть зубным врачом, Коля и Болат – строителями, Тамерлан мечтает получить высшее образование и жить в столице. Некоторые дети говорят, мы вырастем и не уедем отсюда. У них страх покинуть дом, который они обрели. Потому что я их забирал в достаточно взрослом возрасте, они помнят жизнь со своими биологическими родителями и то, как потом попали в детский дом.

Когда мы первый раз затронули тему образования, я сказал им, вот закончите школу, уедете учиться в университет, они замерли. Молчат. Никуда не поедем, будем папе и маме помогать. Я им объяснил: представьте, вы женитесь, у вас будут дети, как мы все поместимся в одном доме? У вас будут дети, потом внуки, будем друг к другу в гости ездить... Только тогда они расслабились.

В Алматы Мурат презентовал свою книгу “Покажи мне небо”. Это дневниковые записи многодетного отца, которые он сначала вел в Интернете. Мурат надеется, что книга станет своего рода учебником для потенциальных приемных родителей.