Пока власть в большинстве домов остается в руках председателей КСК, собственники продолжают платить сверх меры

Обязательна для исполнения

Правда, имеются отличия – например, активная соседка, проклевавшая головы соседей, добиваясь ремонта в подъезде за счет жильцов. Позже с тем же энтузиазмом она взялась за сбор наличных на расчистку подвала. Одного подъезда ей стало маловато – она перекинула свою энергию на соседние, и небезуспешно – пара ответственных собственников под натиском дамы дрогнула и сбросилась на расчистку завалов в подвале их подъезда. Дурного в том, что жильцы взялись навести порядок в доме, нет.

Плохо то, что кипучая и неуемная энергия гражданки вывалилась на головы ни в чем не повинных собственников, а не на председателя КСК, давно и успешно, извините, манавшего нужды трудящихся. Как говорится, ее бы энергию, да в нужное русло…

Но мало того, что неуемная соседка переполошила полдома, она еще и стала убеждать всех, что собственники обязаны сами заботиться о своем доме, а не перекладывать это на КСК. В ответ на резонный вопрос разумных владельцев недвижимости, мол, а тогда на какие цели мы платим ежемесячно деньги, та ответила, не моргнув глазом и всем остальным – на зарплату руководства КСК. Слушайте, приходилось видеть за эти годы разное, но вот чтобы добровольно кто-то брал на себя миссию дойной коровы, снова извините за грубость, – не приходилось. Богата казахстанская земля людьми… разнообразными.

Нужно сказать, что разумный сосед не сдался, напротив, с металлом в голосе уведомил гражданку, что, помимо заработной платы, собственники оплачивают еще и все остальные расходы на дом. Женщинам отступать, как известно, сложно, точнее – никогда, поэтому каждый остался при своих, но кое-кто, как сказано было выше, дрогнул и деньги на очистку подвала дал.

Теперь о том, почему этого не нужно было делать.

Начнем с того, что санитарная уборка входит в ежемесячный платеж собственников по графе “расходы на содержание общедомового имущества”.

Дело в том, что правительство утвердило перечень работ по многоквартирным жилым домам для того, чтобы на тот момент председатели КСК не мухлевали и не превратили жилье в хлев. Для этого куратор ЖКХ – министерство индустрии и инфраструктурного развития разработал специальный нормативный акт, обязательный для исполнения всеми руководителями кооперативов и управляющих компаний, а теперь и новых структур: ОСИ и простых товариществ (ПТ). Называется документ: приказ и. о. министра индустрии и инфраструктурного развития от 30 марта 2020 года “Об утверждении Методики расчета сметы расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума”.

Мы приводим актуальное название на сегодняшний день, потому как методика была разработана и существовала еще десятилетия назад, правда, об этом почти никто из собственников не знал, а председатели КСК по понятным причинам на этот счет с ними не откровенничали. Повторим, эта методика в настоящее время, как и ранее, обязательна для исполнения всеми руководителями независимо от формы управления в доме. Об этом наконец-то прямо указано в Законе “О жилищных отношениях”: “…13) расходы на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума – обязательные затраты собственников квартир, нежилых помещений, установленные решением собрания в соответствии с методикой расчета сметы расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума, а также методикой расчета минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума…(статья 2)”.

Поэтому, когда у вас на пути возникнет активная и необразованная в сфере ЖКХ соседка, смело передайте в ее белые ручки документ для ознакомления. Хорошо бы, конечно, прибавить текст Закона “О жилищных отношениях”, нам, собственникам, без этих документов – никуда.

Моем, моем трубочиста… чисто

Условно обязательный перечень работ и услуг по содержанию дома можно разделить на несколько групп: первая – содержание управленческого аппарата, та самая зарплата, о которой пеклась неразумная собственница, налоги и пенсионные отчисления, а также все расходы, связанные с банком и обеспечением офиса (канцтовары, бумага и пр.).

Вторая группа – безопасность проживающих в доме людей. Здесь вы найдете перечень работ по противопожарной безопасности, а также список по санитарной обработке дома и прилегающей территории.

У наших читателей в свое время возник вопрос: зачем в методике дважды упоминается “санитарная уборка”. Ну ответ прост: в первом случае речь идет об уборке в подъездах, а во втором – о работе дворника.

Но мы отвлеклись, о работе в подвалах в методике тоже написали несколько раз. В первую очередь, это все виды дезинфекции от паразитов, блох, клещей, комаров, мышей и крыс, и прочей мало знакомой нам с вами нечисти (в методике это называется “дератизация, дезинсекция, дезинфекция подвальных помещений, паркингов и других мест общего пользования объекта кондоминиума”). Причем в министерстве настаивают на том, чтобы обработка проводилась не менее четырех раз в год. О чем сказано в том же документе, только раздел расположен ниже и называется он: “Методика расчета минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума”.

Дело в том, что этот документ предназначен прежде всего для местных органов власти, они должны запросить по каждой статье расходов ценовые предложения у местных сервисных организаций, выбрать минимальные, и по ним вывести предположительный минимальный размер ежемесячных расходов для собственников по разным типам домов: от убогой хрущёвки до высотки экстра-люкс. Правда, чиновникам из министерства стоит признать, что с последней методикой они что-то перемудрили – цифры выходят нереалистичные, мягко говоря. Думаю, после работы над ошибками в нынешней редакции жилищного законодательства они доберутся и до этого документа, иначе хорошее начинание придется хоронить – не работает оно сейчас.

Но вернемся к нашим подвалам. Помимо дезинфекции, куратором ЖКХ в правительстве включены и другие работы: “…5) обеспечение санитарного состояния земельного участка придомовой территории объекта кондоминиума (озеленение: посадка, уход, обрезка зеленых насаждений и газонов), санитарная очистка мусоропровода, очистка выгребных ям, уборка и побелка дворовых уборных, уборка листьев, снега и наледи, в том числе с крыши)…”. Вот расчистка завалов в подвале относится к “обеспечению санитарного состояния”.

Иными словами, собственники из нашей истории все эти годы платили за санитарное обеспечение, вот только работы не проводились, а деньги эти шли куда, как вы думаете? Правильно – в большой-пребольшой карман председателя КСК.

Поэтому самое время “уходящей натуре” напомнить о том, что должок лучше вернуть и работы провести. Оказалась жадной и неумной – тогда просим показать годовые сметы расходов за пятилетний период, ежегодное одобрение общего собрания собственников этого документа обязательно. Не было собрания, не было голосования, тогда на каком основании собирались с собственников деньги? Где отчеты о расходах за последние пять лет? Какие доходы собственников жилья скрывают председатели КСК

Вы не поверите, но форма отчета о расходах на содержание общедомового имущества также утверждена правительством в лице профильного министерства, и там прописан тот же перечень работ, что и в методике, – так что вороватому управдому не отвертеться. Вам в помощь еще один обязательный для исполнения всеми на свете нормативный документ: приказ и. о. министра индустрии и инфраструктурного развития “Об утверждении Правила содержания общего имущества объекта кондоминиума”.

Ну и третий раздел методики посвящен обеспечению технического, читай: рабочего состояния общедомового хозяйства, учтено всё – от лифта до вентилей на водопроводных трубах, перечень большой, поэтому приводить его не будем, если вы читаете интернет-версию, то в конце материала найдете обе методики и закон.

Но продолжим, отдельно в приказе выделены расходы на оплату освещения на придомовой территории и в подъездах, отопления там же, ну и холодной воды для полива цветов-деревьев.

Не могу удержаться, чтобы не процитировать еще один крайне важный для собственников пункт: “…7. В случае наложения административного взыскания в виде штрафа на исполнительный орган его оплата из средств, предусмотренных на управление и содержание объекта кондоминиума, не допускается”. Председатели КСК любили злоупотреблять неосведомленностью собственников и выплачивали штрафы и прочие взыскания за свои грехи из общей кассы кооператива, а не из своего кармана. Не знаю, почему чиновники стыдливо запрятали это положение в нормативный документ, но сейчас самое время эту ошибку исправить и включить его в текст Закона “О жилищных отношениях”.

Напомню, в настоящее время в правительстве идет работа над поправками в жилищное законодательство, два с половиной года реформы показали все слабые места и допущенные ранее разработчиками промахи, теперь их решено исправить. Ожидается, что проект закона появится осенью этого года. Ждем.

Законодательство по теме:

Закон РК “О жилищных отношениях”

Методика расчета сметы расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума

Методика расчета минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума

Правила содержания общего имущества объекта кондоминиума

Порядок проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума

Правила принятия решений по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума, а также типовые формы протоколов собрания

АЛМАТЫ