Пока чиновники молчат, землю в Казахстане можно разворовывать

По словам неравнодушного карагандинца, нерешаемая проблема свидетельствует о том, что экологическое законодательство не работает. Зато прослеживается явная заинтересованность чиновников в том, чтобы все оставалось “как есть”.

Вместо сада – свалка

Несколько лет подряд Игорь Евдокимов следит за разрастающимися площадями незаконных мусорных свалок на окраинах Караганды с помощью спутниковых карт.

– Ситуацию на местности любой житель может посмотреть на тех же яндекс-картах. Вот окраина Караганды, район Саранского шоссе, – приводит он пример. – Здесь идет создание крупного мусорного полигона на территории заброшенных дач.

Место, о котором говорит Евдокимов, – уникальный оазис. Когда-то здесь было цветущее дачное общество “Бодрость”, пришедшее в упадок в 90-е годы прошлого века после уничтожения поливной системы.

Но высаженные заботливыми руками дачников плодовые деревья и кустарники не погибли, а образовали дикий сад. Сюда сведущие карагандинцы ежегодно приезжают собирать урожай. И именно здесь, по словам экоактивиста, сегодня происходит варварское уничтожение зеленых насаждений. Вместо сада – один мусор.

– Это безобразие продолжается уже более 10 лет, но с 2017 года приняло катастрофические масштабы. Это отчетливо видно на снимках из космоса.

Разрастание незаконных мусорных свалок связано в первую очередь с тем, что въезд на мусорный полигон Караганды – платный.

– Большинство водителей самосвалов предпочитает иметь свои личные и безопасные свалки в укрытии деревьев, – объясняет Игорь Викторович. – Это выгодно. В городе нет специализированной экологической службы для контроля над вывозом мусора в лесонасаждения из частного сектора, строительных площадок и объектов общепита. На мой вопрос, есть ли в городском акимате человек, отвечающий за экологию и конкретно за свалки, ответили: “Такого лица нет, но вам можно записаться на прием в земельный отдел”.

11 июля там посмотрели фото нарушений, подтвердили, что это государственная земля, и приняли заявление. В нем я требовал прекратить уничтожение деревьев, вывоз почвы, создание свалки. Обещали дать ответ в течение 15 дней, но пока ответа нет.

Криминальный чернозем

По словам активиста, найти причастных к экологическим нарушениям в этом секторе совсем несложно. Даже спутник сумел зафиксировать на одном из фото погрузчик и самосвал с эмблемой предприятия, находящегося поблизости и занимающегося благоустройством города, – ТОО “ТазалыкЭксперт”.

– А теперь представьте, эта организация работает на заказы и средства городского акимата, – ошарашивает выводами Игорь Евдокимов. – Напрашивается резонный вопрос: а вдруг акиматы платят деньги за покупку государственной почвы, добытой криминальным путем? Тем более что в этом году начался массовый завоз почвы на городские газоны. Это как же надо родину не любить

Чтобы прояснить ситуацию и выяснить, откуда взялась почва на газонах, неугомонный карагандинец отправился с фотографиями в акимат Казыбекбийского района. Там получил ответ: “Мы разрешений не давали, идите в городской акимат или в прокуратуру”.

Будучи геологом, Игорь Евдокимов знает, сколько разрешений нужно получить, чтобы пробурить несколько скважин. Это десятки документов.

– А чтобы уничтожать деревья и кусты тысячами, вывозить плодородный слой, более 30 000 кубометров, никаких разрешений не требуется? – говорит эколог. – Красть землю может любой. Конечно, они оставляют полоску деревьев вдоль автотрасс нетронутыми для маскировки, под прикрытием которой срезают всё до песка. Выгода очевидна – один КамАЗ чернозема стоит около 25 тысяч тенге.

Закон – не для всех?

Главную цель своей борьбы карагандинский активист называет без всякого пафоса – “чтобы экологическое законодательство соблюдалось неукоснительно всеми без исключения”.

– Я хочу остановить разрастание незаконных мусорных свалок и разграбление почвы на окраинах Караганды, – говорит Игорь Викторович. – По земельному законодательству РК после проведения работ, связанных с нарушением почвенного слоя, должна выполняться рекультивация. Мусор должен быть убран, а почвенный слой восстановлен. Даже территория заброшенных дач, если почву вывезли, должна быть восстановлена.

Получается, если на протяжении многих лет нарушается экологическое законодательство, и местные власти, зная об этом, не предпринимают никаких мер, значит, их все устраивает.

– Всё это выглядит как крупная коррупционная афера, – возмущается активист. – Если акиматы в этом не участвуют, почему им так сложно дать ответ? Они могут обязать полицию и прокуратуру прекратить хищение почвы и уничтожение деревьев! Если же им срочно нужна почва для озеленения города, то у акимата города есть полномочия оформить для этого земельный отвод законным образом.

А пока редакция “КАРАВАНА” ждет ответа от исполнительной власти Караганды вместе с Игорем Евдокимовым...

Караганда

Автор: Лариса ЧЕН