Поймай призрак удачи, или STOP заглавными буквами

В мае оператор мобильной связи компания Beeline объявила об акции “Поймай удачу” с 1 мая по 31 октября 2014 года. Счастливчикам обещан выигрыш престижной иномарки, или 20 миллионов тенге, а кроме того – 50 тысяч тенге ежедневных призовых. Надо всего лишь дать ответы на заданные вопросы.

И вот в редакцию “Каравана” обратилась шестидесятивосьмилетняя женщина из Алматы: “Уже третий месяц без моего согласия с моего мобильного телефона улетучиваются единицы. А мне присылают всякие ненужные сообщения. Со своего мобильного я звоню только строго по необходимости. И любые деньги для меня – большие. А тут в день по нескольку сообщений приходит. В саму компанию Beeline дозвониться нет никакой возможности, там автоответчик, а ехать туда я не могу, болят ноги. Пробовала просто отключить телефон, но даже с отключенного телефона все равно пропадают деньги. Что мне делать?” – вопрошает пострадавшая пенсионерка.

Другая читательница “Каравана” не скрывает эмоций. Она пишет: “Многие уже хотели бы знать о справедливости этой акции, но натыкаются на неизвестность… Ведь, судя по ее результатам, за 2 месяца свыше 60 человек выиграли по 50 тысяч тенге, а кто-то выиграл машину. Но ни на их сайте, ни где-либо я не могу найти призеров с поздравлениями. Ощущение, что это, мягко говоря, на самом деле простой способ изымания денег у абонентов”.

Чтобы прояснить ситуацию, мы полчаса пытались дозвониться до колл-центра компании Beeline. А затем еще в течение часа пришлось выяснять, почему так легко попасться на удочку акции “Поймай удачу”, просто нажав любую клавишу на мобильнике, и почему так трудно отключиться от нее? Да, в одном из сообщений в самом низу значится: “Наберите “Стоп”, чтобы отключиться”. Но оператор колл-центра Beeline раскрыла нам секрет: оказывается, набирать слово “стоп” надо было английскими заглавными буквами. То есть STOP. Но узнать об этом люди могут, лишь зайдя на сайт компании Beeline в Интернете! И то лишь после внимательнейшего изучения условий игры. Сколько таких дотошных среди клиентов компании? Явно это не бабушки с дедушками, поневоле ставшие участниками акции и отдающие теперь за это по 59 тенге каждый день. Совсем не лишние для них деньги!

Не удалось нам узнать в колл-центре компании и почему услуга подключается автоматически, даже если вы не отправляете в ответ слово “да”, указанное в установочном SMS-сообщении, и кто в мае стал обладателем автомобиля, а также выяснить контакты организаторов акции…

Тогда мы сами провели нехитрый подсчет. За 6 месяцев акции, то есть 184 дня, от каждого ее участника компания получит ориентировочно по 10 856 тенге (по 59 тенге в день). Если потребителей у сотового оператора Beeline в Казахстане, как нам сообщила его оператор, около 8 миллионов, то, предположив, что лишь 10 процентов абонентов компании поучаствует в акции, то есть 800 тысяч человек, получаем огромную сумму – около 8,5 миллиарда тенге! Около 46 миллионов долларов за 6 месяцев! Значит, не зря разработчики услуги “Поймай удачу” так стараются не упустить клиентов, даже если те играть не хотят. А иные даже не ведают, как их разыграли!

А быть может, прокуратуре стоит проверить законность такого затягивания в игру всех подряд? Ведь удачу тут, похоже, ловит только сам Beeline.

Между тем, согласно статье 6 Закона РК “О рекламе”: “Реклама… должна быть… распознаваемой без специальных знаний или применения специальных средств непосредственно в момент ее представления”. Следовательно, непонятная для потребителя информация автоматически влечет за собой нарушение его прав.

 Алматы