Окончание
Оппоненты могут возразить, что другие признаки экономического кризиса - банкротство предприятий, рост безработицы, снижение уровня жизни - будут очевидны после того, как рухнет финансовая система.
Им в ответ могу сказать одно: найдите реальные факторы кризиса финансовой системы, просьба, не путать их с корректировкой курса, и тогда я соглашусь с вами. Вышеуказанные признаки и есть производственные от системного кризиса всей казахстанской экономики. Если пессимисты не видят предпосылок ко всем этим явлениям, то могу сказать, что все их небылицы про кризис - не больше, чем сказка. Причем, рассчитанная на детей дошкольного возраста.
Как только в экономике появляются первые признаки кризиса, замедляется экономический рост, происходит стагнация, а в финале всего этого действа видны очертания дефолта, сначала банковского, а впоследствии - системного.
Если понимать под экономическим ростом увеличение объема товаров и услуг, произведенных за определенный промежуток времени, то ни по данным официальных источников, ни по данным СМИ в Казахстане не замечены существенные провалы по объемам товаров и услуг.
В большей мере казахстанская экономика испытывает нехватку необходимой товарной массы и острый дефицит услуг хорошего качества. Не случайно, в последнее время сюда рвутся крупные компании, чтобы внедриться в рынок и получить свою долю большого казахстанского пирога.
Дефолт только снится
Если следовать логике, то кризис банковской системы Казахстана должен вызвать дефолт. В огромной массе публикаций СМИ слово дефолт даже не произносится. Фактически это означает отказ от принятых на себя обязательств по уплате долга. Возникает в случаях, когда субъект хозяйствования в силу сложившихся обстоятельств не в состоянии своевременно и в установленном объеме вернуть долг партнеру по бизнесу, какому-либо государству или международной финансовой организации.
Еще одним признаком надвигающейся беды многим показался увод денег из страны. Правда, до сих пор нет никаких данных, сколько, куда было выведено денег из страны, с каких счетов и кем были сняты.
Ситуация на финансовом рынке Казахстана еще неделю назад воспринималась как предкризисная. Казалось, совсем скоро кризис начнется: банки станут испытывать проблемы с ликвидностью, внешние заимствования, необходимые для рефинансирования уже имеющихся кредитов, будут существенно ограничены со стороны международных финансовых институтов. Однако прошла неделя, идет вторая, но на рынке нет ничего, что предвещало бы будущий дефолт.
По словам аналитика агентства Standard&Poor's Магара Куюмджяна, в ближайшее время S&P не планирует предпринимать каких-либо действий по изменению рейтингов казахстанских банков, поскольку ситуация остается управляемой и основные показатели банков "пока достаточно хорошие".
В то же время, "...агентство намерено отслеживать возможное дальнейшее ухудшение ситуации на рынках капитала, его влияние на ситуацию в казахстанском банковском секторе и в случае необходимости отражать это в рейтингах".
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, международное рейтинговое агентство также не видит признаков кризиса, а лишь говорит о возможном влиянии внешних обстоятельств на финансовый сектор Казахстана.
Ключевая ошибка казахстанских СМИ в том, что корень причин возможного кризиса они видят внутри системы, которая, по оценкам незаинтересованных агентств, далека от проблематичной.
Сначала было слово
Одними из первых тему возможного кризиса банковской системы Казахстана стали разрабатывать российские СМИ. "Коммерсант" писал о том, что "с 1 по 8 августа взлетели ставки на рынке межбанковского кредита, казахстанский тенге начал падать, неожиданно для властей начался отток капитала из страны. Основные причины проблем - огромные внешние займы казахских банков и растущий разрыв торгового сальдо".
По информации издания, к концу первого квартала 2007 года внешний долг Казахстана за счет роста внешних заимствований частного сектора увеличился до 95,7 процента внутреннего валового продукта.
Между тем, казахстанские аналитики не согласны с мнением российской газеты и называют многие цифры "достаточно раздутыми и необоснованными".
"Если они считают долг республики 95,7 процента ВВП 2006 года, когда ВВП составил 76 миллиарда долларов, тогда цифра еще может быть адекватной, - говорит в интервью газете "Капитал" начальник аналитического центра департамента стратегического планирования и анализа АО "Альянс Банк" Марат Каирленов. - Однако если они берут во внимание ВВП текущего года, тогда цифра не совсем понятна. Согласно прогнозам, объем ВВП на 2007 год составит 100-107 миллиарда долларов. Значит, и соотношение будет другим, и безопасный допуск доли внешнего долга к ВВП иной".
С другой стороны, если обратиться к структуре внешних заимствований, то можно увидеть, что 40 процентов составляет межведомственная задолженность, которая не столь критична и опасна в случае экономического кризиса. Это не внешние заимствования сроки выплат по которым могут наступить при условии дефицита наличности на казахстанском рынке. Ибо только в условиях опасности невозврата денег иностранные заемщики в лице международных финансовых институтов могут выставить исполнительный лист. А это уже вопрос доверия к казахстанскому правительству, назначенному им регулятору банковской системы. На сегодняшний день ни Агентство финансового надзора, ни Нацбанк не давали повода усомниться в своей компетентности и умении держать ситуацию под контролем.
Наряду с ужесточением мер в сфере минимальных резервных требований со стороны АФН, публичным заявлением главы Нацбанка о возможности государственной поддержки коммерческих банков, последние также не сидят, сложа руки. Возможно, банки в связи со сложившейся на мировых финансовых рынках ситуацией предпримут и свои меры воздействия: сократят выдачу ипотеки, ужесточат требования и, быть может, поднимут процентные ставки по кредитам. Проблемы на мировых рынках могут оказать на Казахстан лишь опосредованное влияние: в связи с проблемами финансового характера международные финансовые доноры могут сократить финансирование развивающихся рынков. Но и эти меры, по большому счету, не окажут на Казахстан влияния, способного вызвать кризисные явления.
Фондовые игры и мораторий
Казахстанские газеты писали о знаковых событиях на Казахстанской фондовой бирже (KASE). Мол, там продали рекордно высокие объемы долларов США, в то время как акции казахстанских банков резко упали в цене.
В рамках одной биржевой сессии было продано 883,1 миллиона долларов. До этого рекордом была сессия, датированная прошлым 2006 годом. Однако необходимо обратить внимание на некоторые особенности. Во-первых, первый рекорд был на уровне 825-826 миллиона долларов, и разница не столь существенна, чтобы говорить о резком падении казахстанской валюты. Во-вторых, нельзя забывать о специфике фондового рынка, подверженного субъективным факторам.
Любые негативные настроения на рынке сказываются на фондовом рынке в соотношении умножить на два. Поэтому можно сказать, что фондовый рынок прореагировал на то, что внутри страны стали часто говорить о возможном кризисе, а наиболее невыдержанные инвесторы решили выбросить на продажу свои бумаги. В любом случае, принимая во внимание специфику фондового рынка как одного из наиболее спекулятивных инструментов рыночной инфраструктуры, переоценивать колебания на нем не стоит.
Они пока не носят системного характера, и вызваны, по большей части, эмоциями.
Много было разговоров по поводу объявленного казахстанскими банками моратория на ипотеку. Порой сообщения СМИ, в частности, газеты "Новое поколение" напоминали сводки с театра военных действий. "Банки резко подняли ставки по кредитам без согласования с клиентами, - сообщала "НП". - А ставки по депозитам снизили с 9 до 2 процентов. Кризис ликвидности достиг своего пика". По предположению издания, "...по всей видимости, грянул, наконец, давно прогнозируемый кризис банковской системы". Все же "НП" уточнила, что вся эта информация неофициальная. Причем, она зиждется на прямой взаимосвязи связи между рынком недвижимости и банковской системой страны. Вполне можно предположить, что на рынке недвижимости Казахстана видна тенденция к остыванию. Рынок давно перегрет, и цена квадратного метра в Алматы и Астане давно не соответствует представлениям о реальной стоимости жилья. Но утверждать, что остывание рынка недвижимости может оказать негативное воздействие на всю финансовую систему, по меньшей мере, недальновидно.
Несмотря на видимую привязку банков к ипотеке и финансированию крупных строительных компаний, доля финансирования рынка не столь велика. Ликвидность мощно откачивает нефтянка и инициированные казахстанским правительством крупномасштабные инфраструктурные проекты. И это только видимые сегменты рынка, не считая крупного, среднего и мелкого бизнеса, находящихся вне зоны строительного бума.
Все под контролем
Давайте исходить в своих предположениях из того, что признаки экономического кризиса, при более детальном рассмотрении, оказались химерой.
Западные инвесторы, вложившие средства в финансовую систему, не позволят прогореть казахстанским банкам. Есть одна версия, которая официально не подтверждена, но вполне может оказаться правдоподобной. Все эти статьи о возможном экономическом кризисе и призраках дефолта очень выгодны тем, кто хочет снизить цену крупнейших казахстанских банков. Не секрет, что уже давно их цену называют завышенной, и может статься, что ситуация на ипотечном рынке США помогла кое-кому достичь своих целей.
Теперь муссируются слухи о том, что западные кредиторы готовы принять в качестве оплаты долга пакеты акций казахстанских банков вплоть до контрольных. Или же предложат выгодные сделки собственникам тех банков, которые оказались в затруднительном положении.
Таким образом, кризис, если он вообще будет, коснется лишь собственников банков, а вовсе не финансового сектора в целом, и уж тем более он не затронет обычных граждан.
Фото с сайта http://www.utro.ru