Часть первая
Казахстанские СМИ вслед за российскими коллегами стали раздувать миф о кризисе банковской системы. Складывается впечатление, что все эти страшилки по поводу возможного дефолта, кризиса ликвидности на внутреннем рынке, объявления казахстанскими банками моратория на выдачу ипотечных кредитов носят заказной характер.
Еще раз убедиться в этом можно, обратив внимание на курс доллара по отношению к казахстанскому тенге. Он резко вырос, и в различных банках доллар имеет различную цену. Судя по всему, в Казахстане есть весьма влиятельные силы и группировки, которым выгодно раздувать разного рода домыслы, чтобы воспользоваться ситуацией финансовой нестабильности в своих меркантильных интересах.
Нет никакого сомнения, что ситуация выправится, курс доллара вернется к своим реальным значениям, а мораторий на ипотеку будет в скором времени снят. Вообще, согласно экономической теории экономический кризис характеризуется нарушением равновесия между спросом и предложением на товары и услуги. Он порождает депрессивный процесс в экономической конъюнктуре и означает в широком значении всеобщее либо свойственное отдельной отрасли или региону состояние угнетенной конъюнктуры.
Если взять за основу наблюдений нарушение равновесия между спросом и предложением на товары и услуги, то можно заметить странную картину. Да, кризис на американском ипотечном рынке, который приводят как корень возможного системного кризиса в казахстанском финансовом секторе, несколько подкорректировал политику зарубежных финансовых институтов. Безусловно, они станут более консервативны в деле финансирования спекулятивных рынков, одним из которых является казахстанский финансовый рынок.
Однако не стоит ждать, что снижение активности в сегменте зарубежного фондирования будет резким. Любые подобные движения в международной финансовой системе, по сути, означают дефолт. Но, как мы видим, этого на мировых финансовых рынках не происходит. Значит, страхи по поводу того, что казахстанским банкам будет негде рефинансироваться, по меньшей мере, преувеличены.
Финансовая "Катрина"
Любые действия или отсутствие действий в американской экономике можно рассматривать с точки зрения возможных негативных процессов в Казахстане. Почему? По своей структуре американская экономика одна из самых диверсифицированных экономик мира. Чтобы понять, почему время от времени американцы довольно рискованно играют долларом, нужно вникнуть в суть американской экономической модели. Она предполагает безоговорочный протекционизм государства по отношению к американским транснациональным корпорациям, и вся история США - это удачные или не совсем удачные действия американской администрации в интересах американского бизнеса.
Одними из главных рычагов воздействия на мировые рынки являются доллар, практически основное платежное средство глобального масштаба, а также Федеральная резервная система, формально выведенная из господчинения, но в то же время реально обслуживающая американские интересы во всем мире.
Играя на процентных ставках, ФРС регулирует поток инвестиций в американскую экономику.
Что касается кризиса на ипотечном рынке, можно предположить следующее: американцы упустили момент кризиса неплатежей на ипотечном рынке. Обычно такое происходит с незрелыми рынками и несовершенной рыночной структурой, но, как стало понятно, может произойти и на теле самой передовой американской экономики. Другое дело понять, как США могут использовать ситуацию на рынке ипотеки в собственных интересах? В результате ипотечного кризиса американская экономика несколько потеряла привлекательность, и получит, в конечном счете, меньше инвестиций.
В Китае с целью уменьшения внешних вливаний вынуждены предпринимать жесткие меры со стороны регулятора, а в Казахстане Агентство финансового надзора вкупе с Нацбанком увеличили минимальные резервные требования и публично заявили о возможной поддержке со стороны государства коммерческих банков.
На днях ФРС также заявила, что предпримет все необходимые усилия, чтобы локализовать кризис на рынке ипотеки. Можно с полной на то уверенностью сказать, что глубоко диверсифицированная американская экономика с временными трудностями на рынке ипотеки справится. Ставка рефинансирования уже поднята, и кредиты стали дороже.
Поэтому Казахстану в вопросе любых сигналов из-за океана нужно быть осторожнее. Американская экономика имеет большую устойчивость перед кризисами, нежели любая другая в силу своей потенциальной мощи и эффективных инструментов воздействия на мировые рынки. У Казахстана, кроме нефти и других невозобновляемых ресурсов, ничего другого нет. Финансовая "Катрина", ставшая реальностью после ипотечного кризиса в США, может быть использована для решения проблем в американской финансовой системе за счет других финансовых систем. И потому паника, начатая казахстанскими СМИ, лишь усугубляет цену, которую заплатит страна за иллюзию кризиса.
Нефтяная подушка
Давайте теперь вернемся к вопросу возможного кризиса с другой стороны. А именно коснемся причин, могущих вызвать "депрессивный процесс в экономической конъюнктуре и означающий в широком значении всеобщее либо свойственное отдельной отрасли или региону состояние угнетенной конъюнктуры". Проанализируем, имеются ли в казахстанской экономике признаки, говорящие о приближении вышеуказанных факторов.
Сначала о том, наличествуют ли в финансовой системе страны признаки угнетенной конъюнктуры. Для этого есть повод вернуться к ипотечному рынку США. Кризис там был возможен лишь в том случае, если в погоне за кредитованием американские банки забыли о самом существенном - качестве кредитного портфеля. Отсюда и неплатежи, которые, в конце концов, стали причиной второй "Катрины".
Доля ипотечных кредитов в Казахстане слишком мала, чтобы стать ключевым фактором кризиса. Конечно, жители страны активно кредитовались, а банки активно привлекали зарубежное финансирование, однако, как и в случае с невысоким уровнем проникновения сотовой связи, говорить о том, что ипотечное кредитование стало основным инструментом покупки недвижимости, мы не можем.
Быть может, причиной небольшой паники в Казахстане стала так называемая "угнетенная конъюнктура" в финансовой системе. Это стало бы возможным только при условии, что клиенты казахстанских банков перестали обслуживать свои кредиты. На самом деле платежи осуществляются, денег на рынке меньше не стало, а потребность в ипотеке и коммерческом кредитовании, принимая во внимание расширение бизнес-среды, не уменьшилась. А так как конъюнктура на потребительском рынке существенно не изменилась, значит, все разговоры о возможности кризиса не имеют под собой предпосылочной основы.
Казахстан, как и Россия, по большей части, ресурсная страна, рост экономики в которых напрямую зависят от конъюнктуры цен на мировых ресурсных рынках. Так вот на нефтяных рынках коррекции цен в сторону снижения не наблюдается, нет особых негативных факторов и на рынках металлов, урана и другого сырья, экспортируемого из Казахстана.
Это еще один, причем один из самых существенных, источников накачки денежной массы в казахстанскую экономику. Насос, как многие поняли, даже не ломался, конъюнктура благоприятная в обозримой перспективе, поэтому трудно предположить, что денег в Казахстане станет меньше. Нефть в Казахстане - это универсальная подушка безопасности, обеспечивающая мягкое приземление любых других секторов экономики. На нынешнем этапе нет никаких признаков того, что она прохудилась.
Кот в мешке?
Еще характерными чертами экономического кризиса являются резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы, в итоге - снижении жизненного уровня, благосостояния населения. Конечно, некоторые оппоненты могут спросить: при чем здесь экономический кризис, если речь идет о возможности кризиса банковской системы Казахстана?
Думать, что кризис банковской системы не вызовет кризис всей финансовой системы, по меньшей мере, глупо. Думать, что системный кризис в финансах не вызовет кризиса всей надстройки, тоже нет резона. Это взаимоувязанные и взаимодополняемые системы, где критический уровень в одной автоматически вызовет признаки кризиса в другой. При этом так называемая "нефтяная подушка" сработает только в том случае, если банковская система функционирует. Сейчас нет никаких признаков того, что казахстанские банки очень близки к дефолту, а инструменты корректировки применяются ими в целях недопущения паники на рынке.
Теперь вернемся к признакам экономического кризиса. Замечу, что о спаде производства казахстанские СМИ не говорят. Это может означать: первое, что спада как такового нет вообще, а о нарушении производственных связей и говорить не приходится. Темпы роста сегментов экономики очевидны и никем, в принципе, не оспариваются.
Ну, и насколько все это вяжется с возможным кризисом казахстанской банковской системы?
Продолжение следует
Рисунок с сайта www.nbj.ru