Поиграть в войну за деньги

В последнее время это слово уж очень часто попадалось мне на слух. Многие мои знакомые чуть ли не наперебой расписывали прелести "реальной войнушки". Кино и кафе, звездные ночи на Коктюбе и байга по городским улицам на новомодных дорогих тачках канули в лету. У "золотой" молодежи новая забава - палить воскресным днем из пневматического оружия шариками с краской по врагу, то бишь друг по другу.
Для тех, кто не сведущ в продвинутых развлечениях сегодняшнего дня, поясняю: пейнтбол - спортивная игра, имитирующая скоротечные огневые контакты на ограниченном пространстве. Играют в нее с применением маркеров - пневматических устройств, сходных с оружием, стреляющим желатиновыми шариками с водорастворимой нетоксичной краской. В настоящее время пейнтбол является 27 техническим видом спорта, курируемым РОСТО (бывшее ДОСААФ).
Ходят слухи, что во времена Второй Мировой немецкая армия обучала специальные боевые группы с помощью "шмайстеров" (специальных патронов, наполненных краской). А 40 бойцов Французского легиона, тренировавшихся с помощью патронов с краской, впоследствии в течение трех суток отражали атаки трехсот немецких оккупантов в Алжире. Что касается фактической истории, то первая игра в пейнтбол (похожий на сегодняшний) прошла в США в 1981 году.
Чтобы узнать, как ОНО, мы поехали в загородный клуб. Заплатив 100 тенге за машину на въезде, мы проехали около 100 метров до следующего поста. Путь преградил охранник, с грозным видом предложивший нам стоянку и телефон. Оказывается, чтобы проехать совсем уж на территорию клуба, нужен спецпропуск. Журналистское удостоверение тут не помощник. Позвонив в клуб из будки охраны, нас долго расспрашивали, кто мы и зачем это нам захотелось среди бела дня пострелять. "Что-то здесь не чисто..., - подумали мы. - Чего бы ради им от клиентов прятаться?!" После долгих выяснений, мы все-таки узнали о местонахождении клуба. Оставив машину на стоянке (хорошо хоть не платной) и прошагав по коридору, мы свернули по лестнице, ведущей в… туалет. Именно в этом месте, без всяких указателей и путеводителей, расположился таинственный клуб, предлагающий "реальное" развлечение за небольшое вознаграждение. Получив защитную экипировку (многоразового использования - в чистоте оной нас долго убеждали!) и переодевшись по очереди (сначала мальчики, потом девочки), дружными рядами 8 человек выстроились перед инструктором (он же кассир/владелец клуба) и стали ждать указаний. Так по правилам полагается - провести инструктаж перед игрой во избежание досадных инцидентов. В течение трех минут нам строго настрого запретили снимать маски и предупредили, что если стрелять меньше, чем с шести метров, будет больно. Вопросов не было. Вскинув ружья на плечи, мы зашагали на место действия.
Защитная форма, надо сказать, придает больше уверенности и важности, чем крутая тачка. Чувствуешь себя, по меньшей мере, бойцом спецназа во время миссии "Спасти мир и умереть!". Люди оборачивались, а мы, одетые в штаны, куртки, бронежилеты, банданы и маски, шагали с гордо поднятой головой. В руках было заветное оружие - пневматический маркер! Идти до места боя пришлось не долго. Мы увидели крашенные баллоны, обозначавшие базы, разделились на две команды, нацепили на обе руки обозначительные цветные повязки, получили по банке с шарами (они же патроны) и разошлись по углам. Сердце радостно трепетало, и, несмотря на то, что дышать в маске было трудно, а смотреть под ноги - и того более, впереди нас ждала битва. Раздался свисток. Бойцы разбежались. Раздались первые выстрелы.
Время игры пролетело так быстро, что мы и заметить не успели. Патроны вылетали из винтовок без счету, а сами они, как нам казалось, стреляли криво. То в дерево, то по траве. В цель били лишь при выстреле в упор, о чем синяки до сих пор напоминают. Кровь била в голову, а реальность вокруг приобретала новое значение. Это потом, после каждого боя, мы договаривались не тратить патроны почем зря. Ведь каждый шарик обходился нам в 20 тенге. Отыграв 7 боев в среднем по 3 минуты каждый, мы истратили 600 патронов. Общий итог потраченных на удовольствие денег составил 16 тысяч тенге. Немалая сумма.
На вопрос "Каков доход от такого бизнеса?" Михаил Иванов, кандидат педагогических наук, мастер спорта по спортивной гимнастике, офицер войскового спецназа в запасе и представитель пэйнтбол клуба, отвечает: "За теплые месяцы, когда такое времяпрепровождения пользуется спросом, мой маленький бизнес приносит столько, что в оставшееся время можно просто не работать". Надо сказать, не мало, учитывая затраты на обмундирование, где самый дешевый шлем стоит под 70 у.е., а маркер (винтовка) - около 200 у.е. В день количество желающих пострелять может достигнуть отметки в 20 человек. В основном это молодые люди от 21 года до 27 лет, встречаются и девушки. Играют команда на команду в среднем по пять человек в каждой. 100 у.е. - это минимальная сумма, которую вам придется выложить с группы при условии, что вы все-таки будете экономить патроны, а не палить во все движущееся. Среднестатистическому работающему человеку вытянуть такое не под силу.
"С чего это вдруг у нас стал развиваться пэйнтбол?" - спрашиваю я. "У всех вокруг он развивается, а мы что, недостаточно продвинутые?" - отвечает Михаил. Однако наша продвинутость говорит сама за себя. Правила, обязательные для этой игры, списаны с российских (до своих просто руки еще не дошли), да и то наполовину. По правилам Российской Федерации пейнтбола, первым пунктом является описание поля для игры: "Покрытие игрового поля может быть травяным, гаревым, глиняно-песчаным и не иметь травмоопасных образований: рытвин, бугров, торчащих из земли предметов (сучья, корни растений, арматура и т.д.)". Наши же поля и близко не отвечают этим стандартам. Либо ты плюешь на свои коленки в лучшем случае и следишь за игрой, либо смотришь под ноги. Третьего не дано - маски, которые снимать категорически запрещено, не позволяют. Беготня по таким ландшафтам чревата последствиями, ущерб от которых вам никто не возместит. По словам Михаила, "виновного определит суд, если дело дойдет до суда, в соответствии с действующим законодательством РК". Тогда как в России перед игрой между игроком и клубом заключается письменное соглашение об определении ответственности.
Кариму Абишеву 24 года, недавно закончив университет, он устроился на работу в крупную компанию. Любимым видом активного отдыха для него стал пэйнтбол. Частенько он ездит пострелять из пневматического маркера и уже не раз играл в питерских и московских клубах. Вот что он говорит о качестве казахстанского пейнтбола: "На данном этапе качество игры, предлагаемых услуг, разнообразия, качества обмундирования у нас на таком низком этапе, что просто не предполагает развитие этого вида спорта. Хотя он мог бы стать достаточно массовым, как в России, к примеру. Я вообще удивляюсь, как могут клубы просуществовать у нас по 6-7 лет с такими условиями, и как к ним до сих пор приходят клиенты. Такого популярного понятия как корпоративный пэйнтбол у нас вообще не существует. А что до условий безопасности, лучше просто не вспоминать. На поле игры могут находиться не только мелкие канавки, но и арыки, лежать арматура, булыжники и прочие атрибуты небезопасной игры. Это сейчас они кажутся для вас пустяком, а когда вы натяните маску, привыкните к тому, как трудно в ней дышать, и поймете, что смотреть под ноги просто невозможно, тогда станет уже не до шуток. Мой друг таким образом вывихнул ногу, и все, что сделал работник клуба, так это попытался дать нам деньги на такси до ближайшей больницы. Вот такое у нас отношение".
А пока популярность игры в России растет как на дрожжах. Под этим соусом работники школ учат детей разжигать костер, вязать морские узлы, натягивать на уроках ОБЖ ненавистный противогаз и ориентироваться в лесу. Власти же включили пэйнтбол в "Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" дабы привить молодежи любовь к спорту и ЖОЗ. У нас же за почти семилетнюю историю существования этого вида спорта не сделано ровным счетом ничего. Кроме простых условий для зарабатывания денег. Надо сказать, не малых.