Недавно пришлось быть свидетельницей, можно сказать исторического момента: Григорий Марченко, поздравляя Ассоциацию деловых женщин с десятилетним юбилеем, сказал, что наконец-то люди научились не путать тендер с гендером.
Однако, справедливости ради надо заметить, что само понимание гендера в умах большинства остается весьма расплывчатым. Накануне Женского Праздника я попросила внести ясность в вопрос Наталью Шведову, главного научного сотрудника института США и Канады в России.
Большой специалист в области гендера, она известна в России своими прогрессивными взглядами на мужчин и женщин. Относит себя к тем, кто не считает сильных мира сего - узурпаторами по отношению к дамам. А это, согласитесь, уже кое-что… Казахстану, с десятилетним стажем активного женского бизнес-движения, как никогда нужна объективность в гендерной проблематике.
Итак, есть вопрос: равенство - это женская тема? Наталья считает, что подобное суждение - атавизм. На самом деле, равенство - мужская проблема. Объясняет: "Дело в том, что большинство мужчин рассматривают себя не как представителей мужского рода, а как представителей рода человеческого. Ну, как вам нравится этот мужской шовинизм?"
Мне не нравится. Но хочется избавить тему гендера от оценочных суждений и говорить по существу, по существу…
По существу
Чтобы разобраться в сути гендера, для начала необходимо пересмотреть роль мужчин в обществе. Все вокруг кричат о роли женщин, а госпожа Шведова настаивает на своем. Говорит, что в России, например, надо срочно начинать движение за эмансипацию мужчин. От чего будем освобождать сильный пол? От идеи превосходства, незаслуженных привилегий, которые подрывают духовность и профессионализм в обществе.
После "раскулачивания" привилегированных, начнется чистка умов. Наталья Шведова убеждена, что когда мужественность отождествляют с агрессивностью, это не есть правда, это - вранье. И от этой лжи обществу тоже надо излечиться. Не может быть личностная характеристика отдельных мужчин быть идеалом для всех. Агрессивность - как черта характера, поддается коррекции, но она не является типичной и главной для мужчин, как индивидов. Многие психологические опросы показывают, чего хочет женщина? Ни одна не хочет иметь рядом с собой мужчину- грубияна, дурно пахнущего и размахивающего руками. Все говорят, что хотят иметь рядом нежного, заботливого, надежного. Спросите у мужчин, каких они хотят видеть женщин? Тоже - нежных. Навязывание мужественности мужчинам, как агрессорам - стереотип.
Далее на очереди еще один постулат. Надо изменить роль женщины в обществе. Госпожа Шведова рассуждает: "На бытовом уровне, дома лидерами всегда были женщины. Они являются в семье и министром здравоохранения, и министром финансов. Почему же тогда они не могут быть таковыми на уровне государства? Как может быть министром финансов тот, кто не знает, сколько стоит буханка хлеба, сколько стоит порошок, как распределить семейный бюджет"?
По логике
"Мужчины-феминисты" - это странное словосочетание Наталья Шведова считает вполне нормальным. В Казахстане феминизм - почти что, ругательное слово, а в России… Шведова считает, что негативное отношение к феминизму сформировала советская пропаганда, которая утверждала, что феминизм это часть буржуазной идеологии, а все буржуазное тогда было нам чуждо. Предлагает опираться на логику вещей и трактует феминизм - как защиту прав и достоинств женщин. Оказывается, на западе много феминистов-мужчин. Это самые качественные и достойные мужчины, которые понимают, что они не могут быть счастливы рядом с угнетаемой женщиной. Мужчины-феминисты, (если вы не знали), это те, которые хотят любить женщину, восторгаться ею, хотят, чтобы у них с женщинами были паритетные отношения, чтобы они могли с ними поговорить не о борщах. Это мужчины, которые любят своих детей и не сводят роль отцовства к "пробирке", выделяя его главную роль-производителя. В общем, это - личность. Такие мужчины, кстати, прекрасно понимают, что в случае надобности ребенок может остаться с ними жить так же, как с матерью.
По факту
Специалисты утверждают, что на бывшем постсоветском пространстве (а значит, и у нас, в Казахстане) женское движение находится на начальной стадии развития.
15-20 лет для истории - мгновение. Тем не менее, уже многое создано. Недавно был подготовлен научный доклад Всемирного банка, который отслеживал рост женского самосознания через публикации в СМИ. Оказалось, что если раньше их количество измерялось десятками, то за последние года женской тематике были посвящены тысячи и тысячи материалов.
Кроме того, в новой конституции России, принятой в 2003 году, есть статья 19, которая говорит о том, что женщина и мужчина обладают не только равными правами, обязанностями, но и возможностями. Говорят - такая формулировка делает много чести гражданам страны. И это очень важно.
В Казахстане тоже есть "гендерные документы": страна присоединилась к конвенции ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", создана Национальная комиссия по делам семьи и гендерной политики при Президенте РК, и, наконец, в конце прошлого года была принята Стратегия гендерного равенства - документа, которому в мире не так уж и много аналогов.
По стереотипу
Если говорить о господствующем взгляде на женщину в обществе и феминизме, как отражении идеологии, феминизм признает мужчину и женщину как достойных личностей. Что такое феминизм? Женщина уважает свое достоинство, не унижая достоинство мужчины. Мы разные, но мы равные и с равными возможностями должны быть в социуме. К сожалению, в обществе еще живы патриархальные стереотипы на мужчин и женщин, которые утверждают, что мужчина - добытчик, женщина - хранительница очага. Это от лукавого. Современная экономика не может обойтись без трудовых ресурсов, которые составляют женщины. Реальность признает женский труд. Однако вопрос еще и в другом: от кого женщина должна охранять очаг? От мужа, от брата, от сына, от свата? Кто сказал, что женщине природой написано охранять очаг? Наталья уверена, что природа такого не могла написать, это сделало государство, преследуя свои "мужские цели". Природой заложено в женщину продолжение рода, рождение ребенка. Но социальные роли в обществе диктуются не биологическим полом, а тем, как устроено общество. В качестве примера она приводит ситуацию с врачами: "В России среди врачей всегда было много женщин, между тем в Соединенных Штатах Америки 90 процентов врачей - мужчины. Почему? Потому что в России врачам платили мало, а в Штатах - много. Это называется гендерным распределением ролей и профессий".
Так же пришло время избавиться от еще одного стереотипа: феминистка - это особая женщина… Шведова предлагает не отделять женщин от феминисток, и наоборот. За образ феминистки берет женщину с достоинством, неравнодушную, счастливую. Существенная деталь: "Если вы не относитесь к мужчине по принципу - с паршивой овцы хоть шерсти клок, тогда вы будете феминисткой", - уверена она.
По наследству
Почему вокруг гендера столько негатива? 75-летняя пропаганда говорила, что гендер и феминизм, в частности - это что-то среднее между мужененавистничеством и лесбиянством.
Наталья Шведова готова признать, что некоторые перегибы в женском движении были, но они давно в прошлом и не могут определять политику гендера сегодня.
Вспоминает о крайних проявлениях, когда женщины в Америке в 70-е годы разрывали публично бюстгальтеры, доказывая тем самым, что они - тоже личности.
"Это была неосознанная позиция женского и мужского вопроса. Сейчас в мировом женском движении стоит вопрос по-другому: женщины говорят, что они хотят писать свои правила игры. Что их - половина человечества, и что мужская система ценностей, которая воспитана патриархальным обществом, давно устарела. Две трети работы в мире выполняют женщины, а доступ имеют только к 10 процентам ресурсов".
Вот такой нынче гендер…