Подводная лодка в степях Казахстана

О том, что через Кызылординскую область провозили подводные лодки, я впервые услышал от коллеги Антонины КАЗИМИРЧИК, ныне живущей в российской Туле. Она была первым собкором “Каравана” по Кызылординской области и много лет занималась исследованиями военных конфликтов на территории бывшего СССР. Да и сейчас, когда ей уже перевалило за седьмой десяток, Антонина Ивановна не оставляет работы.

Как же подлодки попали в сухопутный Казахстан? Как известно, российский, а позже и советский Военно-морской флот всегда состоял из четырех флотов: Черноморского, Балтийского, Северного и Тихоокеанского. Но так уж сложилось исторически, что все судостроительные предприятия находились на Черном и Балтийском морях. Чтобы оснащать кораблями Северный, а особенно Тихоокеанский флот, приходилось перегонять их по Северному морскому пути, а то и вовсе через полмира – вокруг Европы, Африки и Азии. Но по разным причинам это не всегда было возможно. И судостроители всегда задумывались о возможности переброски кораблей сухопутным путем – по железной дороге.

Впервые такую операцию железнодорожники провели еще в русско-японскую войну 1903–1905 годов. Первой в мире такое путешествие совершила подводная лодка “Форель” водоизмещением более 100 тонн. Затем из Петербурга во Владивосток перевезли еще 11 кораблей. Для этого специально изготовили платформы на Путиловском и Невском заводах.

В 30-е годы поступали иначе: по Транссибу из Николаева и Ленинграда везли детали и целые секции корпусов сторожевиков, эсминцев, подводных лодок. А уже из них в Комсомольске-на-Амуре и Владивостоке собирали боевые корабли. Для облегчения доставки даже специально создали подводную лодку серии “М” – малая. Или, как ее называли, “Малютка”, “Маленькая”. По железной дороге на Тихий океан перевезли несколько десятков таких “Малюток” – боеспособных и опасных для врага подводных судов.

Когда в годы Великой Отечественной войны потребовалось перебросить суда из одного моря в другое, то эсминцы и крупные подводные лодки сумели пройти с Тихого океана Северным морским путем или через Панамский канал и Атлантику в Мурманск. Но мелкие суда вроде подлодок-малюток чаще всего перево­зили по железным дорогам. Для чего были построены 240-тонные железнодорожные транспортеры – каждый составляли из четырех тележек-платформ. Историки флота сообщают, что в годы войны 10 подводных лодок и шесть “морских охотников” переправили на таких платформах с Тихоокеанского флота на Черное море.

Обычно военные грузы, в том числе и морские суда, перево­зили длинным, но все-таки кратчайшим путем по Транссибирской железной дороге через Петропавловск. В этот казахстанский город в 1941–1942 годах эвакуировали несколько заводов, в основном из Ленинграда. Они обеспечивали флот необходимыми приборами и в войну, и в мирное время. Но самая протяженная в мире магистраль всегда была перегружена, поэтому военные грузы часто направляли по другим железным дорогам Казахстана. Некоторые из них даже спешно достраивали и соединяли именно для транспортировки военных грузов с эвакуированных в Казахстан предприятий. Кстати, почти все они не вернулись на Украину или в Россию, остались в казахстанских городах так же, как и некоторые вузы и НИИ.

Перевозили по казахстанским стальным магистралям малые суда, но сохранились рассказы именно об удивительной судьбе подводной лодки “М-32”. Вероятно, именно ее странствия по стране и легли в основу рассказов и даже песен о “подводной лодке в степях Казахстана”.

Сейчас в поселке Джусалы (теперь – Жосалы) уже не осталось людей, помнящих то событие. Нам удалось встретиться с сыном свидетеля тех событий Байдильды КОЖАКОВА. Это по его рассказам люди помнят, что через станцию Джусалы в годы войны действительно транспортировали подлодки.

А история такова. Построенная в 1939 году в Горьком на заводе № 112 (“Красное Сормово”) “Малютка” в составе Черноморского флота билась с врагом у берегов Крыма и Кавказа. К 20 октября 1942 года “Малютка” совершила 13 боевых походов, проведя в море более 80 суток. Дважды она прорывалась в осажденный Севастополь, доставив 14 тонн боеприпасов, 1,5 тонны продовольствия и 5,8 тонны бензина.

В предпоследнем походе “Малютки” ее преследовал румынский эсминец “Король Фердинанд”, сбросивший на нее 18 глубинных бомб. “М-32” получила тяжелые повреждения корпуса и механизмов, но все-таки смогла вернуться на базу. Подлодку хотели отправить на ремонт на “родину” – в Горький, но как раз тогда шли жестокие бои в Крыму и на Кавказе. Гибли корабли, гибли люди в Севастополе. “Малютку” подремонтировали прямо на базе, и она снова отправилась в осажденный порт. Как оказалось, в последний раз.

Сейчас “новые историки” пишут, какая это была глупость – перевозить бензин в подводной лодке! “Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны”, – давно сказал поэт. А что было делать в тех условиях? Как помочь сражающемуся Севастополю? Жестокая необходимость заставила отправить подлодку в рейс. Во время похода произошел взрыв паров бензина, который везли в осажденный город. Возникло возгорание – кратковременное, но им были повреждены некоторые приборы и механизмы, а члены экипажа получили сильные ожоги.

Лодку преследовали корабли врага. Днем всплывать смертельно опасно, поэтому до наступления темноты “М-32” легла на грунт. А в отсеках тем временем разыгралась настоящая трагедия: весь экипаж из-за кислородного голодания и отравления парами бензина вышел из строя. Люди теряли сознание, бредили. Один из обезумевших членов экипажа рвался к задраенному люку, пытаясь открыть его. Его оттащили, но в образовавшуюся щель стала протекать вода и постепенно заливать тесные помещения.

Командир подлодки капитан-лейтенант Николай Колпытин и главный старшина Николай Пустовойтенко держались из последних сил.

Когда стемнело, старшина – один, в полной мгле (!) – смог всплыть, открыть люк да еще вытащить командира наверх. Неуправляемую лодку нес на камни сильный ветер с дождем, молниями и волнами до 5 баллов. От ударов о камни сломался руль. Когда командир пришел в себя, подводники вдвоем запустили дизель. Но при попытке в темноте выйти из бухты лодка села на камни. И опять подводникам удалось запустить дизель и буквально сорвать лодку с камней. Израненная, она вернулась в Новороссийск. За проявленные героизм и мужество Николай Пустовойтенко был награжден орденом боевого Красного Знамени.

Из Новороссийска и начался фантастический поход “М-32”, вошедший в историю флота.

Казалось бы, “родина” подлодки – “Красное Сормово”, где ее могли реанимировать, – совсем близко. Но почти во всем Нижнем Поволжье шли бои. По заминированной близ только что освобожденного Сталинграда Волге – не пробраться. Подводную лодку и еще пять “Малюток” для Северного флота по Закавказской железной дороге повезли в Баку, чтобы уже оттуда поездами доставить к местам назначения. Везли их двумя эшелонами на очень малой скорости: пути в предгорьях были слабыми, тоннели – низкими. Даже маленькие подлодки могли задеть их “крыши” или стены. Все-таки за шестеро суток подлодки доставили в нефтяную столицу, к которой рвались фашисты.

“М-32” со всеми предосторожностями провезли по узким улочкам Баку, иногда ломая стены домов, и с трудом спустили в док. Но он был слишком тесным даже для маленького судна. А вскоре стало ясно, что здесь ее не отремонтировать – нет специалистов по подводным лодкам! Надо везти “Малютку” из Баку в Горький, а ближайшие пути на север опасны из-за военных действий. Поэтому же не стали отправлять в Мурманск пять других подлодок – их поездами вернули обратно в Поти. Израненную же “Малютку” решили все-таки отвезти на ремонт в Горький кружным путем. Но какая дальняя дорога предстояла ей!

Извлечь из тесного дока “М-32” было невероятно сложно. Даже пытались спустить в док саму платформу, закрепить на ней подлодку и вытащить их вместе. Железнодорожники категорически отказались от этой затеи: побывавший в воде вагон-транспортер ненадежен. И “Малютку” решили отбуксировать через весь Каспий в Красноводск. Соорудив специальный пирс, лодку подняли на транспортер. Это было сделано лишь в начале февраля 1943 года – через три месяца после начала странствий “М-32”. Потом она отправилась через пустыни и степи по маршруту Красноводск – Джусалы – Кинель – Красный Узел – Арзамас – Горький. Так морская путешественница побывала в Кызылординской области.

После ремонта на заводе “Красное Сормово” 15 ноября 1943 года лодку отправили обратно на Черное море более коротким, но, опять же, железнодорожным маршрутом: через Пензу, Поворино, Сталинград, Армавир, Баку. Путь занял 15 суток, и 30 ноября эшелон прибыл в Поти. Боевая “Малютка” вновь встала в боевой строй и верно служила Родине до 1953 года, когда была списана. Еще “М-32” вошла в историю как подводная лодка, которая столь длительное время находилась за тысячу километров от ближайшего моря и побывала не только в степях, но и в пустыне. Об этом сохранились легенды на берегах Сырдарьи.

Фото из архивов и с сайтов, Кызылорда