Историк Алмахан Мұхаметқалиқызы рассказала о них на портале Abai.kz. Она отмечает, что выходы всех пяти казахстанских пещер, которые называют «Коричневыми аулие», обращены к западу. Обращает она внимание и на поразительное сходство двух пещер, посещенных ею лично.
«Аулие» означает «святой, чудотворный, пророк».
Самая большая из этих пещер находится в Абайском районе, где родились Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев, Мухтар Ауэзов и Мухтар Магауин.
Остальные можно увидеть в:
- Баянауле - Жасыбае;
- на горе Казыгурт;
- в Толебийском районе, рядом с водопадом Бадам;
- на берегу реки Урал.
Автор рассказывает о еще одной пещере, известной как «Коричневый аулие». Она находится на границе Израиля и Иордании. По легенде, в ней Александр Македонский проспал два или три дня во время одного из своих походов.
Пещера в Баянауле
Она славится целительной водой. Вход в нее невысок, поэтому все входящие невольно преклоняют голову. Далее им нужно пройти по длинному коридору, который освещается только светом, падающим от входа. В дальней части пещеры можно найти выемку в скале, напоминающую котел. Она обычно полна воды, которую считают святой и очень полезной для здоровья из-за повышенного содержания в ней серебра – 9 %. Считается, что посещение пещеры помогает исполнить тайные желания, о которых не знают даже близкие загадавшего его человека. Другая легенда рассказывает, что раньше пещера называлась в честь бай ана (дословно переводится как «богатая мать») - богини Умай, которая была покровительницей женщин, особенно рожениц, и детей. Люди верили, что Умай берет блага из пещеры и раздает их жителям Великой степи.
Пещеру считают особенной еще и потому, что вода в ней не замерзает даже в самые лютые морозы, ведь внутри всегда тепло, и чем глубже заходишь, тем теплее становится, до 8-12 градусов возле «котла». Поэтому, когда с холодами сюда перестают приходить паломники, в пещеру заглядывают животные – рыси, архары, лоси.
До пещеры нужно пройти 110 метров. Через каждые 10-15 метров обустроены места для отдыха. Общая длина пещеры, состоящей из двух камер, составляет 30 метров.
Далее Алмахан Мұхаметқалиқызы рассказывает, что в пещере нашли табличку с именем «Тугырыл сын кагана» и что на этом месте в старину избирались преемники тюркских правителей.
Пещера в Абайском районе
Она намного больше «сестры» в Баянауле. Ее глубина составляет 150 метров, и в ней целых три озера, до которых легко может добраться человек. Температура воздуха здесь круглый год сохраняется на уровне примерно 10 градусов тепла, температура воды в озере – четырех градусов тепла. Вода здесь прозрачная и освежающе холодная, ее уровень меняется каждый год. Считается, что ее состав также отличается целебными свойствами, поэтому приходящие в пещеру люди выздоравливают от недугов.
С этой пещерой также связана легенда: якобы во время всемирного потопа братья-пророки по имени Коныр, Кыран и Кулан смастерили себе плот, чтобы в ковчег поместилось как можно больше животных. Огромная волна сломала плот и разлучила братьев, и Коныр, имя которого переводится как «коричневый», приплыл к скале, под которой сейчас находится пещера, поэтому священное место назвали в честь него.
Рассказывают также, что залечивать раны целебной водой сюда приходили воины, которые сражались с джунгарами, и даже солдаты Чингисхана. Некоторые считают, что и сам Чингисхан не просто останавливался здесь, но и похоронен в тайной комнате под водой одного из озер. Поэтому местность даже называют Шынгыстау, то есть гора Чингиса.
Эта пещера упоминается и в «Пути Абая», когда великий акын отправил своего сына Абиша поправить здоровье. Российский исследователь, посетивший пещеру в 1897-м, упоминал, что на ее стене можно найти арабскую подпись самого Абая. Про пещеру рассказывается и в эпосах «Кабанбай батыр» и «Токтамис батыр» Шакира Абенова. Ее даже называют «казахским Бородино», потому что в окрестностях произошло немало кровопролитных битв с джунгарами, и рядом можно найти немало могил павших в боях. Иногда в ней прятались целые аулы.
В 1892 году газета «Витебские ведомости» писала, что в пещере стоит статуя женщины, которой делают подношения и к которой приносят больных животных для исцеления. Куда пропала статуя, никто не знает. Вспоминали и про примерно 15 балбалов, которые ранее находились у входа в пещеру. Считается, что они исчезли под влиянием времени или, возможно, ядерных испытаний, которые проводились не так далеко от этих мест.
Алмахан Мұхаметқалиқызы добавляет, что ученые обнаружили связь озера на дне пещеры с подземным морем. При этом пещера изучена далеко не полностью и хранит в себе немало загадок, от пропажи статуи до значения символов, вырезанных на некоторых камнях.
Пещеры сегодня
Раньше добраться до пещер было нелегко – сложная дорога по пересеченной местности, мало проводников.
Но в последнее время уникальное место стали популярно у паломников, поэтому сюда проложили хорошую дорогу и установили деревянные мостки с перилами, чтобы люди могли безопасно дойти до воды. Рядом есть даже дома отдыха. Многие набирают воду, чтобы забрать с собой, или купаются.
Особенно много приезжает тех, кто хочет вылечить какую-либо болезнь. Среди посетителей немало женщин, которые хотят родить ребенка: считается, что вода из пещер лечит бесплодие. Есть и те, кто говорит, что в пещере можно «почистить энергетику» и убрать застарелые страхи, а также «порчу и родовые проклятия». Сюда приезжают и влюбленные парочки, и целые семьи.