Подвиг отца

Хотя начало наводит именно на эту мысль, не спорю. Но хамский патруль не появится, и в вытрезвитель ни в чем не повинного отца семейства не поволокут. История о другом.
В общем, идут они к остановке общественного транспорта, и вдруг ребенок делает стойку. Выдергивает ручонку и замирает у газетного киоска. Любому родителю пятилетних девочек (равно как и шести, семи и так далее - летних) прекрасно известно это замирание. Оно означает, что радарами засечен некий предмет, без которого дальнейшая жизнь невозможна. (Это они так тренируются быть настоящими женщинами). Но что могло обнаружиться среди скучной печатной продукции? Ни Барби тебе здесь, ни леденцов…
Оказалось, альбом "Научи меня, мама". Дитя, воспитанное телевизором, назубок знающее названия шампуней и дезодорантов, мгновенно спроецировало недавно виденную на экране яркую картинку в действительность и осознало, что заветный предмет находится на расстоянии протянутой руки, за стеклом. Никакие "завтра обязательно купим" не действовали, мечта со скрежетом рушилась. Наступила пауза, после которой обычно следуют самые горькие на свете рыдания. Заглянув девочке в глаза, папа понял, что если сейчас он не совершит нечто героическое, то что-то важное в их отношениях будет потеряно навсегда. (Это только кажется, что малявки быстро все забывают, на самом деле обманутые надежды и разочарования наносят необратимые удары по их психике). Но что же делать? Кому-то звонить? Смешно: "Старик, займи срочно девяносто тенге". Да и закроется киоск-то. Взгляд упал на пакет…
Киоскерша, судя по виду, читающая на ночь Бодлера в подлиннике, ошалела. Солидный, хорошо одетый гражданин просил обменять детскую книжку на бутылку водки, причем якобы дорогой. Рядом стояла девочка с вспухающими глазами. Долгие путаные объяснения - почему он не может уйти именно сейчас именно без этой книжки. Сомнения - а вдруг в бутылке вода. Клятвы - вот все координаты, рабочий и домашний телефоны, вот визитка. И наконец - педагогическое изобретение насмерть прижато к курточке.
Возможно ли подобное где-нибудь в другой стране? И кто, кроме нас, способен оценить подвиг отца. Не колеблясь ни минуты, он расстался с мечтой о первой рюмке под домашние огурчики и о вечерней расслабухе. Детское счастье - пусть даже такое вроде бы сиюминутное - даже не пришлось класть на чашу весов. Так тяга к знаниям победила алкоголь. И если теперь Иришка действительно начнет учиться читать по этой книжице-игрушке, будет совсем хорошо. Далеко не все дети в нашей стране испытывают желание осваивать буквы, слоги, запятые и пр. А если и делают это, то с грехом пополам. Один из показателей, формирующих индекс человеческого развития (ИЧР), - уровень грамотности взрослого населения. Плюс продолжительность жизни и ее уровень (объем ВВП на одну душу), Так вот, согласно данным экспертов ООН, регулярно проводящих исследования по данному вопросу, ИЧР в Казахстане упал. В прошлом году с 78-го места в мировом рейтинге среди 177 стран мы "съехали" на 80-ю позицию.
Просто счастье, что маленькая девочка захотела научиться читать. Здорово, что кому-то пришла светлая мысль прорекламировать процесс постижении азбуки по телевизору. Ведь современные дети куда лучше знают героев "Моей прекрасной няни" и какой-нибудь "Черной богини", чем тех, кого можно найти в книжках. Так сказать, "бумажных". Мозг привыкает получать готовенькое в виде бразильско - юмористической дряни и совершенно не готов к творческой работе.
По данным опроса алматинского центра социологических исследований "Икс плюс", около 60 процентов из тех, кто регулярно читает книги - люди пожилые, старше 55 лет. Покупает же новые книги в основном молодежь - и это, во-первых, пособия, справочники, во-вторых, детективы и экранизированные бестселлеры. И только на третьем месте - интерес к классике, да и то с оговоркой типа: лучше возьму в библиотеке. Читать и перечитывать "Войну и мир" современных юношей и девушек, похоже, не очень-то тянет. Так что - побольше бы нам такой рекламы, заставляющей ребенка остановиться у киоска. Глядишь, будет думать не только о том, как избавить своих кукол от перхоти…