В Шымкенте, по заказу областного департамента образования, исследовательский центр "Бизнес Лайф КЗ" провел анонимное анкетирование школьников старших классов, основной целью которого явилось изучение предпосылок и мотивов правонарушений и преступлений среди учащихся.
Анкета состояла из 19 вопросов-разделов, направленных на выяснение совершенно конкретных ситуаций.
А именно: носят ли ученики в школу оружие, бывают ли драки между учащимися (как внутри школы, так и драки между учениками разных школ), существует ли школьный рэкет, продают ли в школах наркотики, бывают ли драки между девочками, и т.д.)
По большому счету ответ на каждый из этих вопросов периодически появляется в полицейских сводках, почти еженедельно фиксирующих тот или иной вопиющий случай межшкольных разборок, с применением как холодного, так и огнестрельного оружия. Однако, по искреннему признанию самих официальных органов, зарегистрированные факты - лишь видимая верхушка айсберга. Большинство правонарушений и даже преступлений в школьной среде остаются просто не замеченными.
Причины здесь самые разные, но прежде всего - сами школьники, оказавшиеся жертвами тех или иных посягательств, стремятся скрыть эти факты и от педагогов, и от родителей, не говоря уже об участковом инспекторе либо сотруднике ИДН.
Поэтому анонимное анкетирование по сути явилось первой попыткой хотя бы обозначить уровень латентной преступности и правонарушений среди школьников.
Анкетирование проводилось в 8 школах, рекомендованных департаментом образования с учетом территориальной расположения и криминогенной ситуации в школе. Всего было опрошено 426 учеников с 7 по 11 классы, состав которых определялся администрациями школ с учетом рекомендации специалистов исследовательского центра. Среди респондентов были как отстающие, так и успевающие в учебе школьники, дисциплинированные ученики и нарушители внутреннего распорядка, дети из семей с различным уровнем жизни и социальным статусом родителей. Однако, как отметили специалисты "Бизнес Лайф КЗ", ответы на вопросы практически не зависели от "социального статуса" того или иного из респондентов. Объективность же ответов определялась главным образом анонимностью опроса, а также специальными условиями исследования, исключавшими какое бы то ни было влияние на опрашиваемых. Причем респонденты могли давать как короткие ответы - типа "Да", "Нет", "Не знаю", так и расширенные личные суждения на задаваемый вопрос-тему.
Так, по мнению 12 % респондентов, оружие в школу все-таки приносят. Причем на первом месте среди вооружения школьников находятся ножи и заточки. Около 7 процентов школьников считают, что их одноклассники постоянно имеют при себе пневматическое или газовое оружие. И десять респондентов (примерно 0,25 %) сообщили, что в наличие у школьников имеется и огнестрельное оружие.
Почти половина респондентов ответили, что не знают, носят ли оружие в школу их одноклассники. Однако 64 процента опрошенных считают, что на первом месте среди причин вооружения стоит необходимость самозащиты!
На втором - стремление похвалиться и выделиться. В 23 анкетах в ответе было указано, что оружие применяется для нападения и школьных "разборок".
На вопрос о школьных драках 45 процентов респондентов заявили, что драки происходят периодически. 24 процента отрицают школьные разборки, и 31 процент опрошенных затруднились ответить.
Главной же причиной школьных и межшкольных драк респонденты назвали банальное "обидели нашего". Такая причина, по мнению учеников, принимавших участие в исследовании, оказывается в каждом четвертом случае подростковых драк. Чуть ниже количество стычек из-за территориальных притязаний ребят соседствующих школ. 22,4 процента драк носят явно корыстный характер, - подростки насильно вымогают деньги у младших ребят или слабых одноклассников.
На последнем месте стоят драки из-за девушек - такие дуэли происходят только в каждом десятом случае. Примечательно, что 37 %, или 159 из 426 респондентов сообщили в своих ответах, что драки происходят и между девушками. И на первом месте здесь стоит желание завоевать авторитет среди сверстниц, на втором - соперничество из-за парней, и только 12 респондентов (7,5%), среди причин девичьих разборок назвали корыстные мотивы.
76 подростков (17,8%) дали утвердительный ответ о фактах школьного вымогательства и рэкета. Причем 14 процентов респондентов считают, что периодичность в подростковом рэкете отсутствует, - деньги отбираются "от случая к случаю, как придется". Однако в 17 анкетах указывалось, что вымогательства проводятся практически по графику - от раза в месяц, до еженедельных и даже ежедневных поборов с некоторых учеников. В основном вымогатели ограничиваются суммой "сколько есть". Скажем, в столовой, заплатив сотенной купюрой за пирожок за десять тенге и получив соответствующую сдачу, ученик младших классов, столь не осмотрительно "засветивший" деньги, рискует тут же подвергнуться налету. Однако в некоторых анкетах указывалось, что установлена и величина облагаемой "дани" - до 500 - 1000 тенге, а то и свыше тысячи тенге.
Довольно обнадеживающим пока выглядят ответы на вопрос - "Продают ли в вашей школе наркотики?". Подавляющее большинство респондентов, - 76 % (324 школьника) ответили категорически: "нет, в нашей школе наркотиками не торгуют". 94 ученика (22%), затруднились ответить на этот вопрос. 8 респондентов (1,9%) ответили утвердительно.
Бурное обсуждение, как отмечают специалисты ИЦ "Бизнес Лайф КЗ", вызвал вопрос о необходимости школьной формы.
63,4 % респондентов высказались за единую форму одежды, причем 51 % отметили ее как способ хотя бы частично решить проблему социального неравенства между детьми из семей с различным уровнем доходов.
В то же время 36,6 % учеников категорически против единой униформы как подавляющей индивидуальность и к тому же крайне накладной для семейного бюджета.
Но, пожалуй, самыми настораживающими были ответы на "не криминальные" по сути вопросы. Так, каждый пятый из респондентов считает, что в отношениях учителей к ученикам доминирует безразличие и даже агрессивность.
"Учителям нужно только что бы ученики посещали уроки. За прогулы ругают самих учителей. А тройку так и так поставят, можно ни чего не учить" - таково мнение большинства школьников на проблемы взаимоотношений с учителями.
Конечно, для большей объективности следовало бы наверное провести аналогичное анкетирование среди педсостава этих же школ, а также курирующих их участковых полицейских.
Так сказать сверить данные подростков и официальных лиц на одну и ту же ситуацию. Конечно, результаты социологического исследования сами по себе вряд ли смогут изменить складывающуюся ситуацию. Более того, для выявления причин школьной преступности наверняка потребуются еще не одно подобное исследование.
Но будем надеяться, что и эти результаты социсследований послужат для полиции и учреждений образования канвой в разработке более эффективных методов профилактике и борьбы с подростковой преступностью.
Стоит отметить, что ИЦ "Бизнес Лайф КЗ", являясь по сути коммерческим предприятием, провел свои исследования для ОДО (областной департамент образования) совершенно бесплатно. Просто бизнесмены, будучи одновременно еще и родителями своих детей-школьников, проявили понимание и оказали посильную помощь педагогам в поисках решения столь острой проблемы.