Подробности задержания ОПГ, готовившей теракт в Шымкенте

Первый срок

На скамье подсудимых три молодых человека, уроженцы Карагандинской области, все ранее судимые. Судебное следствие подробно установило роль и участие каждого в готовящихся преступлениях. Организатором являлся Самат Жолдыбаев, 1985 года рождения. В 2006 году он был осужден за соучастие в незаконном лишении свободы и групповом изнасиловании, получил 6 лет заключения. В местах не столь отдаленных Самат сдружился с неким Алмазом, ярым сторонником радикальных религиозных направлений. Потом того перевели в другую колонию, но Жолдыбаев не забывал о “хорошем и перспективном друге”. Под конец срока на почве тех же радикальных идей сошелся с Александром Кривоносовым, который отбывал наказание за соучастие в грабеже и незаконное изготовление оружия. Причем срок получил, еще будучи несовершеннолетним. По достижении 18 лет Кривоносова перевели во “взрослую” зону.

На путь исправления не встали

После отсидки Самат и Александр продолжали поддерживать общение. Первый по Интернету списался с Алмазом. Оказалось, что “перспективный друг” уже освободился и уехал в Сирию. Воевать в составе международной террористической организации ДАИШ (международная террористическая организация, запрещенная в РК). Самат получил на мобильник несколько фотографий Алмаза. Он был с автоматом в руках, в окружении соответствующего вида вооруженных мужчин. Жолдыбаев изъявил желание присоединиться к боевикам. Готов был даже выехать на Ближний Восток, непосредственно в зону военных действий. Ответ не заставил себя ждать. Алмаз предложил новобранцу готовиться к делам в Казахстане. Самат согласился. При случае поведал об этом Кривоносову. Он также сразу выразил готовность участвовать “во всех делах”.

Практическое задание

В июне 2016 года, находясь у себя дома в небольшом городке Сатпаеве Карагандинской области, Жолдыбаев по мессенджерам WhatsАpp и Telegram получает от Алмаза задание установить точный адрес проживания одного из крупных бизнесменов Шымкента, выяснить все его движимое и недвижимое имущество, маршруты передвижения, места частого посещения, состав семьи. При этом конечной задачей ставилось совершение разбойного нападения на предпринимателя, завладение его имуществом. Добытые деньги планировалось направить на подготовку террористических актов.

На организационные расходы Жолдыбаев получил от своего далекого куратора почтовый перевод в тысячу долларов США, а также фото и ориентировочный адрес будущей жертвы.

Для осуществления слежки и подготовки к разбойному нападению Жолдыбаев отправил в Шымкент Александра, передав ему 200 000 тенге на дорожные и прочие расходы. В свою очередь Кривоносов предложил “проехаться в Шымкент” своему другому приятелю – 21-летнему Асифу Токареву. Ранее судимому и также апологету вооруженного джихада. Правда, в подробности “командировки” Асифа посвящать не стал. Только попросил достать хороший фотоаппарат, чтобы “снимки в Шымкенте поделать”. Асиф взял у знакомого цифровой Canon, и 13 июня вместе с Александром они прибыли в Шымкент.

Провал операции

В течение примерно двух недель они вели слежку за бизнесменом. Посещали принадлежавшие ему общедоступные коммерческие объекты, фотографировали родственников и детей, автомобили и дома членов семьи бизнесмена. Все это аккуратно пересылали по WhatsАpp Жолдыбаеву. Который в свою очередь перенаправлял “отчеты о проделанной работе” Алмазу.

Несмотря на активную слежку, карагандинские посланцы успевали навестить и встретиться в Шымкенте со своими приятелями, с которыми вместе отбывали сроки в колонии. Как-то, сидя вечером в кафе с очередным другом, заговорили о вооруженном джихаде. Шымкентский приятель высказал весьма критическое мнение о таком пути. Чем вызвал повышенное возбуждение у Асифа Токарева. Он близко к сердцу воспринял такое неверие и с жаром принялся убеждать собеседника в истинности и необходимости вооруженного джихада. Устроил целую лекцию, сопровождаемую показом на своем мобильнике видеофильмов, открыто пропагандирующих терроризм.

К концу второй недели Токарев вдруг начал подозревать, что его используют вслепую для подготовки каких-то незаконных действий. Между ним и Кривоносовым произошел разлад, в результате которого Токарев отказался участвовать в дальнейшей слежке и уехал в Караганду к себе домой.

Кривоносов собирался продолжать подготовку в одиночку, хотя и доложил о случившемся Жолдыбаеву. Но в тот же день ему позвонил сам Алмаз, который приказал Кривоносову немедленно и на длительный срок “менять место временного проживания с соблюдением всех мер безопасности”.

Однако сменить место Кривоносов не успел. Спустя несколько часов вся троица – Жолдыбаев, Кривоносов и Токарев – была задержана сотрудниками Комитета национальной безопасности.

Приговор оставить в силе

В ходе следствия было подтверждено что Алмаз, задания и инструкции которого выполнял Жолдыбаев с сотоварищами, числится в международном розыске по линии Интерпола за участие в боевых действиях на территории Сирийской Арабской Республики, в составе группировок ДАИШ.

Также суд признал доказанным участие в террористической организации Жолдыбаева и Кривоносова, как и то, что они готовились к разбойному нападению.

С учетом не погашенной и не снятой судимости Жолдыбаева (он отсидел весь срок, однако погашенной судимость считается только после того, как с момента освобождения пройдет определенное время – в случае судимости за тяжкое преступление это 8 лет после отбытия наказания) в его действиях было признано наличие рецидива. По совокупности статей Жолдыбаев и Кривоносов получили 9 и 8 лет строгого режима соответственно.

Арифа Токарева суд, исследовав все доказательства, признал виновным в пропаганде терроризма или публичных призывах к совершению акта терроризма, но оправдал по статье обвинения в укрывательстве особо тяжкого преступления. Ему назначено наказание в 4 года 9 месяцев.

Все трое подали апелляцию, однако коллегия по уголовным делам Южно-Казахстанского областного суда оставила приговор без изменения, ходатайства осужденных – без удовлетворения.

ШЫМКЕНТ

Автор: Алим Абенов