Подрастают звезды

В Алматы прошел VII ежегодный Международный фестиваль творческой молодежи “ЖасSTAR”, организованный Фондом Первого Президента Республики Казахстан – лидера нации. На нем выдающиеся деятели искусства из Казахстана, России и Франции провели мастер-классы и поделились секретами профессии.

Приуроченный к празднованию 25-летия независимости Казахстана “ЖасSTAR”-2016 стал крупнейшим культурным событием для студентов творческих специальностей. Концепция фестиваля – открытый диалог между мэтрами искусства и молодыми дарованиями.

Среди мастеров, проводивших встречи, – ученица легендарного российского хореографа Эйфмана Елена КУЗЬМИНА, мастер горлового пения Абзал АРЫКБАЕВ, цирковой шоумен Мурат МУТУРГАНОВ, первая скрипка российского оркестра “Виртуозы Москвы” Алексей ЛУНДИН, постановщик трюков и основатель группы каскадеров Nomad Stunts Жайдарбек КУНГУЖИНОВ, режиссер-аниматор Адай АБЕЛЬДИНОВ, актер, сценарист, режиссер и продюсер Нуртас АДАМБАЙ, французский модельер камерунского происхождения ЛАМИН и участники центра арт-менеджмента и продвижения творческих проектов Cultural Dialogue (Казахстан).

– Такие встречи приносят обоюдную пользу, – делится впечатлениями российский хореограф Елена Кузьмина. – Я увидела здесь столько талантливых людей, начиная с артистов детского джаза, где и мальчики, и девочки мастерски владеют такими сложными духовыми музыкальными инструментами, как труба, саксофон, флейта. Пришла в восторг от виртуозного исполнения Шопена юным пианистом Санжарали КОПБАЕВЫМ, от голоса певца Алишера КАРИМОВА. Я слышала завораживающие звуки казахских национальных инструментов. И меня поразили сами музыканты, использовавшие в своем инструментальном творчестве выразительность жестов и даже элементы танца.

Выразительность духа и тела

Сам мастер-класс хореографа Кузьминой среди выступлений других мэтров искусства тоже стал своеобразным открытием для юных танцовщиков из Алматинского хореографического училища имени Селезнева.

– Мой мастер-класс называется “Пластическая выразительность”, – рассказывает Кузьмина. – Это и не актерское мастерство, и не просто пластика, это поиск первозданного ощущения движения тела, каждой его клеточки, когда ни один его участок не остается бездейственным при передаче эмоций. Мы внесли этот предмет в основы танца, потому что в современных балетных постановках движения все больше становятся механическими, и за ними уже не проглядываются сюжет и внутреннее состояние артиста. Куда-то стала уходить выразительность.

А ученики вашего училища очень хорошо отозвались на новые для них приемы. Сначала импровизировать для них было немножко непривычно и странно. Балетная импровизация – это всегда сложно, потому что артисты, как правило, привыкают копировать движения, которые им показали. А тут мы пытаемся развивать пластическое воображение, чтобы танцовщик умел сам создавать образы, отзываться на тот или иной характер музыки. Это очень интересно! Иногда человек даже не знает, на что он способен, и как бы открывает себя заново. Вот почему на уроке у них были такие глаза. Они даже не знали, что так могут. И если они всерьез займутся пластической выразительностью, то балетмейстерам будет очень легко с ними работать.

АЛМАТЫ