Подопытные студенты

В самом разгаре вступительные экзамены в вузы Азербайджана. Напомним, что для абитуриентов, изъявивших желание продолжить обучение в вузах I и III групп специальностей, вступительное тестирование уже состоялось.
Абитуриенты I группы сдавали экзамен 29 июля, а III - 3 августа. Теперь знаниями предстоит блеснуть абитуриентам II, IV и V групп специальностей. Они будут сдавать экзамены 8 и 12 августа соответственно. Тестирование пройдет в двух городах Азербайджана: Баку и Нахчыване.
В общей сложности в этом году в Комиссии по приему документов поступило 105537 заявлений абитуриентов, из них 95507 - выпускники азербайджанского сектора, 10030 - русского.
Отметим, что на 2006/2007 учебный год по пяти группам специальностей выделено 25994 плановых места, из них 16217 - для учащихся азербайджанского сектора, 2681- русского, 7096 - на основе совместного конкурса.
Результаты экзаменов будут объявлены в середине августа после того, как тестирование пройдут абитуриенты всех пяти групп. Между тем, как прогнозируют отечественные эксперты, абитуриенты, поступившие в вузы в этом году, станут первым поколением студентов, которым придется испытать на себе все трудности переходного периода от советской системы высшего образования к европейской.
Речь идет об обязательствах, которые взяла на себя наша страна, присоединившись к Болонской декларации. Во всяком случае, по мнению ректора университета "Хазар" Гамлета Исаханлы, кардинальные изменения могут произойти уже в течение ближайших 3-4 лет.
Отметим, что Болонская декларация преследует цель создать единую общеевропейскую систему высшего образования. Азербайджан присоединился к ней 19 мая прошлого года, в Бергене (Норвегия) на IV конференции министров стран-участниц Болонского процесса.
Наряду с Азербайджаном к документу присоединились Грузия, Украина, Молдова и Армения. На IV Конференции стран - участниц Болонского процесса министрами образования были обсуждены основные задачи, которые должны быть решены уже к 2010 году.
В завершении конференции министрами образования стран, ставших полноправными членами Болонского процесса было подписано Бергенское коммюнике, согласно которому все страны-участницы взяли на себя обязательства до 2010 года привести свои образовательные системы в соответствие с общеевропейской.
Например, европейские министры высшего образования договорились реформировать структуры собственных систем высшего образования с тем, "чтобы двигаться в сторону сближения, но при этом сохранять фундаментальные ценности и разнообразие образовательных систем, существующих в их странах".
Среди них - внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
Другой задачей, которая была определена в Бергене, стало принятие системы, основанной на двух основных циклах - достепенного и послестепенного образования.
Допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения, а его продолжительность должна быть не меньше трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, также должна быть востребованной на европейском рынке труда, как квалификация соответствующего уровня.
Второй цикл должен вести к получению степени магистра или степени доктора, как это принято во многих европейских странах. К 2010 году министры также запланировали внедрение новой европейской системы зачетных баллов. Зачетные баллы могли бы быть заработаны также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами.
Также Болонский процесс ставит целью содействие в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Проще говоря, абитуриенты этого года рискуют стать подопытными кроликами, на которых будут проводить образовательные эксперименты. В частности, новоиспеченные студенты могут стать свидетелями введения в отечественную образовательную систему новой модели оценки знаний в соответствии с требованием того же Болонского процесса.
Речь идет о переходе на кредитную систему оценки знаний студентов. Для получения диплома бакалавра или магистра студенту в период обучения необходимо будет набирать кредиты. Например, для получения диплома нужно 120 кредитов. Сдавая экзамены, студент будет их получать, а в конце учебы они будут суммированы.
Также ожидается реформирование системы финансирования учебных заведений. Средства должны выделяться не учебному заведению, а конкретному учащемуся. Например, если в школе учится 100 учеников, государство должно выделять деньги на эти 100 учеников. А если один из них решит перейти в другую школу, его средства должны перейти вместе с ним в другую школу.
Кроме этого, одним из требований Болонской декларации является приведение системы среднего образования к модели 10+2, то есть когда в течение 10 лет ребенок получает базовое образование, а в последующие 2 года - специальное.
Дело в том, что в государствах Европы дети давно обучаются по 12 лет в школах, тогда как срок обучения в бакалавриате для них составляет 3 года.
У нас же школьники учатся 11 лет, зато наверстывают упущенное за 4 года обучения в вузе.
Переход на 12-летнее обучение, как считают многие эксперты, приведет к трудностям, которые будут связаны, в первую очередь, с нехваткой преподавательских кадров и учебников.
Другим важным моментом, который по условиям Болонского соглашения должен быть реформирован - это экзаменационная система. Сегодня практически ни в одной европейской стране нет выпускных и вступительных экзаменов. Они объединены в единый государственный экзамен, по результатам которого человек получает, либо не получает, право на продолжение обучения в высшем учебном заведении. Хотя, в нашей стране многие считают иначе.
Отметим, что речь идет о новой системе выпускных экзаменов, по которой в этом году в качестве эксперимента проверили знания учеников 11-х классов средних школ Хатаинского района Баку и Имишлинского района.
Помимо всего вышеперечисленного в рамках Болонской конвенции должны измениться еще рад представлений о модели отечественного образования.
В частности, в новую систему образования должны войти такие понятия, как трудоустройство студента вузом, где он получил образование, выделение образовательных кредитов из бюджета нуждающимся студентам под низкие ставки, появление должности президента вуза и т.д.
Наряду со всем этим соответствие отечественной модели образования единому европейскому стандарту поможет выпускникам азербайджанских вузов стать полноправными членами европейского общества.
Они получат право продолжать образование в лучших университетах Европы, а их дипломы будут признаваться во всех государствах, присоединившихся к документу.
Причем, Болонский процесс открывает новые горизонты не только для азербайджанских студентов, но и для азербайджанских педагогов. Благодаря этому азербайджанские спецпреподаватели получают право принимать активное участие в европейских образовательных процессах, читать лекции и повышать свою квалификацию в университетах стран - участниц Болонского соглашения.
Кстати, как ранее сообщало Эхо, с целью ускорить этот процесс в нашей стране может быть создана группа поддержки Болонского процесса.
Между тем, как сообщил в беседе с "Эхо" ректор университета "Хазар" Гамлет Исаханлы, в Болонской декларации есть много формальных стандартов, перейдя на которые нашей стране все равно не удастся добиться главной цели, которую преследует документ -улучшить качество образования.
"Есть формальные вопросы, которые нашей стране вполне по силам. Например, ввести кредитную систему оценки знаний и т.д., но европейский стандарт подразумевает под собой нечто иное - это качество образования", - сказал "Эхо" ректор.
Касаясь сроков приведения отечественной модели образования в соответствие с европейской, Исаханлы отметил, что Азербайджан сможет завершить этот процесс уже к 2010 году.
В свою очередь, депутат Милли меджлиса второго созыва, бывший глава постоянной парламентской комиссии по науке и образованию, эксперт в области образования Шахлар Аскеров считает, что для того, чтобы стать полноправным членом единого европейского образовательного пространства нашей стране нужно отказаться от вступительных экзаменов вузы, объединив выпускные и вступительные экзамены в единый тестовый. "Выпускные и вступительные экзамены - это пережитки советской системы, от которых нужно отказаться", - указал Аскеров.
При этом он отметил, что основной целью новой образовательной модели Азербайджана должно стать обучение студентов. Если абитуриент сдал экзамен плохо, нужно создать для него условия, чтобы он мог продолжить обучение, а если его результат очень плохой, то он также должен получить право на образование, но за это он должен платить, предложил эксперт.
Вместе с тем Аскеров добавил, что в Европе абитуриент, который поступает в университет, владеет, как минимум двумя иностранными языками. "У нас же все иначе, поэтому нам будет сложно достичь европейского уровня образования с точки зрения его качества", - подчеркнул экс-парламентарий.
Кроме этого, как отметил Шахлар Аскеров, в европейских государствах образование состоит из двух важнейших компонентов - это процесс обучения и воспитания.
"У нас же желание повысить качество, привело к тому, что мы совсем забыли о воспитании", - заключил эксперт.

Н.Алиев, Р.Манафлы

Фото с сайта http://www.finmba.kz