Подделки, контрафакт и халтура: что ждет казахстанских потребителей в 2024 году

Потребительские права казахстанцев нарушаются ежедневно и повсеместно. Количество жалоб на низкое качество товаров и услуг за год выросло больше чем на 10 % (в 2022-м их было 30,2 тысячи, за 9 месяцев 2023 года – порядка 33 тысяч). Председатель правления «Национальной лиги потребителей Казахстана» Светлана Романовская уверена, что в 2024 году потребители будут чаще сталкиваться с обманом и несправедливостью, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.

«На самом деле 2024 год будет для потребителей и предпринимателей шоком, потому что уже будут разрешены проверки бизнеса и выявят огромное количество нарушений и пренебрежений по отношению к потребителю. Мы говорим, что предприниматель – это человек, который должен что-то хорошее и экологичное делать для потребителя. А потребители – это те же предприниматели, только каждый на своем месте. Важно донести до предпринимателей, что все то, что они делают по отношению к потребителям в своем бизнесе, вернется к ним и их семьям», - считает Светлана Романовская. 

Слабительное в лимонаде и маргарин из канализации: как "травят" казахстанцев

Она отметила, что сейчас на рынке более 30 % товара – подделки известных брендов, в том числе казахстанских. По ее словам, как только растительное масло становится востребованным, сразу появляется подделка. Более 70 % детских игрушек - это контрафакт. Качество услуг оставляет желать лучшего. Причем нарушаются права потребителей даже в сфере медицинских и образовательных услуг, которые являются необходимыми для большинства казахстанцев. Как заметила глава лиги потребителей, в детских садах зачастую нет никакого контроля, и порой непонятно, кто вообще занимается воспитанием наших детей и формированием их личностей. Нарушения прав пациентов то и дело выявляют в сфере здравоохранения. И, несмотря на ненадлежащее качество оказания этих услуг и постоянное подорожание, потребители продолжают ими пользоваться.

По мнению Светланы Романовской, сейчас необходимо сформировать активную гражданскую позицию потребителя, чтобы он понял, за что платит. Она считает, что только через грамотного потребителя можно повысить конкурентоспособность предпринимателя. Иначе наш рынок станет просто «помойкой», куда сливаются некачественный товар и услуги.

«Недавно решила одну неделю сама отвечать на вопросы потребителей, и пришла к выводу, что иногда достаточно одного звонка, чтобы предприниматель осознал, что у него есть проблемы. Чаще всего эти проблемы функциональные или из-за отсутствия обратной связи с потребителем. Иногда нанятые сотрудники не доносят до хозяина бизнеса нужную информацию. Как выяснилось, у наших предпринимателей большие проблемы с кадрами. Благодаря тому, что я позвонила и объяснила предпринимателям, какие у них проблемы, я вернула больше 37 млн тенге. Думаю, что настало время сесть за стол переговоров, чтобы донести мысль о том, что мы связаны друг с другом. И если потребители и предприниматели не найдут общий язык, то ничего не получится. К друг другу мы должны быть отзывчивыми. Если наш рынок превратится в помойку, то жить на этой помойке придется всем», - заключила она.

Справка «Каравана»:

В 2024 году защита потребителей станет основным направлением совместных действий стран Евразийского экономического союза. На заседании Консультативного комитета ЕЭК была объявлена главная тема года – «Потребитель и предприниматель: доверие для развития».