Подарок на миллион: кто стоит за приложением “Ashyq"

Цифровое рабство? Или право быть здоровым?

Наверное, сложно найти СМИ, которое бы не прошлось с критикой по мобильному приложению “Ashyq”. А социальные сети просто разрывало от накала страстей. Приложение ругали за ошибки, за то, что оно виснет, кто-то даже называл это цифровым рабством. Дескать, за гражданами идет слежка, и теперь мы не Серики и Берики, а “зеленые”, “голубые” и “красные”. Нас разделили по цветам и якобы ограничили свободный доступ в заведения. На всю эту критику был дан достойный ответ. Действительно, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. А ст. 273 Кодекса о здоровье гласит: “Предоставление сведений без согласия лица допускается при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих”.

И если некоторые несознательные граждане с положительным ПЦР шастают по городу, то “Ashyq” сможет зафиксировать эти передвижения, а в дальнейшем нарушителю будет выставлен немаленький штраф, а именно: 30 МРП – сегодня это 87 517 тенге.

Но недовольство граждан было столь велико, что началась настоящая атака на приложение, пользователи ставили минимальные оценки. Оставляли гневные комментарии. Практически была предпринята попытка обрушить приложение. Недовольства граждан понятны, и если убрать из толпы критиканов антипрививочников, любителей конспирологии и заговоров, то можно найти вполне обоснованные претензии к приложению. Сырое, виснет, работает с ошибками. И, по сути, неказистое исполнение может испортить хорошую идею. Но и тут был дан ответ. Проект пилотный, а главное – бесплатный. Мол, дареному коню в зубы не смотрят. Но кто же на самом деле этот волшебник, сделавший подарок всей стране? И бесплатный ли он?

История с тендерами

Пока граждане кидали камни критики в огород приложения, СМИ пытались выяснить: чей он, кто же должен отвечать за “косяки”? Но установить “хозяина” оказалось непросто. Информация была противоречивой. В одних источниках сообщалось, что это проект МЦРИАП (министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности) и министерства здравоохранения, потом выяснилось из официального ответа на запрос одной активной гражданки в “Фейсбуке”, что “мобильное приложение “Ashyq” разработано отечественной IT-компанией ТОО “Digital innovation and transformation”. А позже откликнулся и сам разработчик.

Как сообщало gurk.kz, Виталий Пустовойченко передал проект бесплатно в МЦРИАП. Согласитесь, такая информация вызывает восхищение. Частная компания делает подарок гражданам страны. В такой ситуации и про “косяки” спрашивать язык не повернется.

Мы попытались узнать больше информации про разработчика. На странице Виталия Пустовойченко в “Фейсбуке” сказано, что он работает IT-архитектором в Центре устойчивого развития столицы. Про ТОО “Digital innovation and transformation” сведений нет. Ну “Яндекс” нам в помощь – отыскали мы контакты этого ТОО в Сети. А заодно и Центра устойчивого развития столицы. Каково же было наше удивление, когда две эти компании расположены в одном месте, имеют общий номер телефона и сотрудников.

На том конце провода нам сообщили, что в одной компании Виталий работает замдиректора, а в другой – IT-архитектором. При этом руководители компаний разные. Так, руководителем ТОО “Digital innovation and transformation” является Биахметов Архат Кадирбекович. Компания очень интересная. Если посмотреть динамику налоговых отчислений, то становится очевидным, что активная деятельность у нее началась в 2019 году. А плательщиком НДС, что говорит о серьезной работе компании, она стала в декабре 2019 года. Вид деятельности: “В области информационных технологий и информационных систем в рамках автоматизации функций государственных органов, учреждений и организаций”.

Впрочем, это всё. Можно лишь напомнить, что эта компания стала известной благодаря подарку очень важного мобильного приложения “Ashyq”, которое пусть и работает с нареканиями, но забесплатно – и за это огромное спасибо.

А теперь давайте посмотрим на ТОО “Центр устойчивого развития столицы”. Руководителем является Мейрлы Сагимбаев. Компании уже 14 лет. Занимается она разработкой программного обеспечения. Адрес тот же, что и у компании, с которой мы познакомили читателя выше.

Однако эта компания – уже совсем не новичок на рынке. И у нее есть много разных историй реализации проектов для государства. Некоторые, мягко говоря, сомнительные. Так, в ходе знакомства с компанией выяснилось, что она участвовала в более чем 10 судебных процессах. Согласно данным https://office.sud.kz. Давайте кратко ознакомимся с ними. Есть иски, в которых было отказано заявителям. Они связаны с договорами. А в 2019 году, например, в суд на ТОО подало акционерное общество “Астана Innovations”, иск был удовлетворен. Категория дела: споры, связанные с нарушением законодательства в сфере государственных закупок, в том числе по спорам об исполнении договора (о признании недобросовестным участником государственных закупок и взыскании неустойки).

Из судебного дела

История такова: 25 июня 2018 года между АО “Астана Innovations” (заказчик) и ТОО “Центр устойчивого развития столицы” (исполнитель) заключен договор о государственных закупках работ по модернизации программного обеспечения веб-портала “Smart Astana” и его мобильного приложения. Срок оказания услуг по договору – с даты заключения до 31 декабря 2018 года. Общая сумма договора – 27 731 200тенге.

Договорные обязательства исполнены.

В период с 12 ноября 2018 года по 11 января 2019 года ГУ “Ревизионная комиссиия по городу Астане” проведена аудиторская проверка в АО “Astana Innovations” на предмет эффективного управления активами квазигосударственного сектора.

Согласно предписанию ГУ “Ревизионная комиссия по городу Астане”, установлены нарушения бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан. Поручено истцу в срок до 18 апреля 2019 года принять меры по возмещению в доход общества денежных средств в размере 1419,5 тысячи тенге (поставщик услуг – ТОО “ЦУРС”).

Пунктом 77 аудиторского отчета установлено, что ответчиком ненадлежащим образом исполнены требования п. 4.2.3. технической спецификации договора, а именно: обеспечение на всех этапах модификации системы бесперебойного функционирования ранее реализованных и реализованных в ходе модификации сервисов веб-портала.

Согласно п. 78 заключения, в нарушение п. 6.1. договора не обеспечена достоверность выполненных работ в части обеспечения работоспособности ИИС “Smart Astana”, в результате истцом необоснованно выплачена сумма денежных средств за услуги по обеспечению полноценной работоспособности ИИС “Smart Astana” в размере 1 419 500 тенге.

В 2019 году теперь уже ТОО подает в суд на ГУ “Ревизионная комиссия по городу Астане”, где они “считают предписание ревизионной комиссии как акт грубого незаконного вмешательства государства в оперативно-хозяйственную деятельность двух хозяйствующих субъектов”.

Во сколько обойдется “бесплатное”?

В общем, как вы понимаете, страсти кипят нешуточные, и всё упирается в вопрос качества работы приложения. Возникает дежавю. И тогда речь шла о пилотном варианте, но за деньги. И отвечать пришлось в суде. История явно поучительная. И наступать дважды на такие грабли не захочет ни один умный руководитель. Сегодня общественность бурно обсуждает качество работы приложения “Ashyq”. То не реагирует функция фиксации выхода, то подвисает приложение. При этом охват пользователей будет огромным, речь идет о бесперебойной работе бизнеса в условиях пандемии, реальных штрафах. Тут любая осечка может стоить слишком дорого. Не поэтому ли приложение оказалось бесплатным? И придется ли все-таки за него однажды заплатить?Это приложение незаконно - адвокат о введении "антиковидных" QR-кодов в Казахстане

Все мы прекрасно понимаем, что помимо оплаты самого приложения есть такая статья расходов, как сопровождение мобильного приложения. Кстати, обе компании занимаются этим, что указано на их сайтах.

Во сколько обойдется эта услуга? Или компания готова бесплатно и дальше работать на благо казахстанцев? Это тоже ведь неправильно? Согласны?

Мы отправили запрос в министерство финансов. Но, если плата все-таки будет предусмотрена, картинка вырисовывается очень нелицеприятная. По сути, речь идет об очень важном приложении: в условиях пандемии – это масштабный серьезный проект, и подход к его реализации должен быть соответствующий. Но почему-то государство приняло подарок, вместо того чтобы сделать всё официально: объявить тендер, в котором могли бы участвовать разные разработчики. В ходе конкурса – выбрать лучшего поставщика. Пусть за это будут заплачены деньги, но зато мы получим продукт, за который есть кому отвечать, деятельность которого будут контролировать надзорные органы, в том числе – в плане финансов и качества услуг. А тут подарок – и никаких тендеров.

В тему

Персональные данные, ашык!

Депутаты обеспокоились сохранностью персональных данных казахстанцев, пользующихся приложением “Ashyq”.

Депутатский запрос от фракции партии “Nur Otan” на имя министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Багдата МУСИНА огласила депутат мажилиса Снежанна ИМАШЕВА на пленарном заседании палаты в среду.

– Итоги двухмесячного пилота “Ashyq” пользователи оценивают не так радужно, как отрапортовало министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, а само приложение не ругал разве что ленивый. Пользователи оставили около 3 тысяч критических отзывов, запросов и жалоб на его работу, – сказала Имашева.

По ее словам, “вызывает беспокойство то, что очередное приложение собирает персональные данные (номер телефона и ИИН), и неизвестно, в каких еще целях они могут быть использованы в дальнейшем”. Есть также сомнения в безопасности самого приложения. По сведениям цифрового министерства, оно еще не прошло соответствующую проверку на информационную безопасность, добавила депутат.

– Пользователи, уже скачавшие приложение, сталкиваются с трудностями при регистрации и входе в приложение. В самом приложении практически нет никакой полезной информации, есть только две ссылки: “Регистрация входа” и “Регистрация выхода”. Отсутствует перечень объектов, в которые возможен доступ по приложению. Нет возможности проверить свой статус до посещения заведения. Нет ссылки для связи со службой технической поддержки, – информировала она.

Источник: “Интерфакс-Казахстан”

Алматы