Подайте КазМунайГазу на нефтебазу!

Строительная площадка этого объекта выглядит, как брошенная союзная стройка времен начала 90­х – безлюдна и поросла бурьяном. Лишь драный выцветший плакат при входе извещает о том, что это – нефтебаза КазМунайГаза и срок ее сдачи – декабрь 2007 года. Явно соскучившийся по событиям охранник и оголодавшие собаки привели нас в вагончик представителя генподрядчика к исполнительному директору ТОО “Атырау Нефть и Газ Сервис” Самату Данияловичу Амирову:

– Готовность объекта по отчету – 80 процентов! – бодро рапортовал он.

Мучить мы его вопросами даже не стали – “начальство приедет, все вам скажет…”.

Кстати, его предшественник на этом же неблагодарном поприще еще в начале зимы, словно почуяв недоброе, по состоянию здоровья, через инфаркты, покинул эту должность. И лишь один вопрос задали здесь нам: “А, собственно, почему интересуетесь?..”.

Слишком много знать хотите!

Сюда, на окраину Астаны, нас привела жалоба представителей субподрядных организаций, покинувших недостроенный объект еще в октябре прошлого года. По очень простой и банальной причине: генеральный подрядчик ТОО “Атырау Нефть и Газ Сервис” – перестал выплачивать деньги. И задолжал, судя по имеющимся документам, не менее 100 миллионов. В реальности, утверждают люди, работавшие тут, получается даром, сумма гораздо больше.

Попытки получить средства за выполненные объемы заканчивались неудачей: то почта “плохо работала” и адресат отправления “не получал”, то оформление бумаг не устраивало генподрядчика.

Мы, честно говоря, засомневались. Ну не может быть, чтобы у нефтяников денег не было! На столь необходимый региону объект из бюджетных средств, как удалось выяснить, траншами (частями) было направлено более миллиарда тенге. И тогда обратились с просьбой уточнить график финансирования строящегося объекта к руководству АО “Торговый дом “КазМунайГаз” – организации, специально созданной для контроля за строящимися объектами, порядком их снабжения и дальнейшего содержания. На наше письмо ответ был получен по меньшей мере странный:

“Учитывая большой объем запрашиваемой вами информации, необходимо некоторое время для ее сбора и подготовки ответа, требующее дополнительного изучения и проверки”.

Хотя не так много, мы, собственно, и спрашивали…

Зачем поверили нефтяникам?

Но такой уклончивый, мягко говоря, ответ наводит уже на другие размышления: а знает ли сам генподрядчик, как обстоят дела на объекте?

И не испарились ли наши, народные, денежки?

Особенно некорректно, наверное, звучал наш вопрос о судьбе бюджетного миллиарда и разнице между ним и реальным объемом затраченных на объект средств – по самым скромным подсчетам экспертов, она составляет полмиллиарда тенге, не считая моментов по удешевлению проекта в ходе строительства.

– Год у меня 30 человек на этом объекте отпахали, – говорит директор ТОО “ТОР­2030” Сергей Бономанко. – На 27 миллионов тенге. Но денег не выплатили. Ведь нормальная же вроде фирма, нацкомпания как­никак, все по договору. Никаких сомнений не было…

– Ну если уж такие подрядчики “кидают” – кому уж верить?! – возмущается глава ТОО “Макстон” Николай Абдрашидов. – А у нас работники, за каждым – семья, дети…

Зоя Досталова, глава ТОО “Стройка века”, чья бригада выполняла отделочные работы, тоже возмущена за своих рабочих и за себя: почему им пришлось трудиться бесплатно? Ведь в нефть и нацкомпании верили…

В общем, “повелись” люди на нефтяной, раскрученный бренд, на звучные фамилии.

О чем болтают злые языки?

Куда, помимо долгов субподрядчикам, 500 миллионов тенге делось – вообще никто не знает. Так и не получив официальных ответов, пришлось нам довольствоваться информацией, сообщенной людьми достаточно осведомленными. Одни источники утверждают, что деньги в свое время были переброшены на строительство далекого от Астаны газопровода, по которому у АО “Атырау Нефть и Газ Сервис” случились неприятности с забастовками (как раз осенью прошлого года). Но к бюджету и КазМунайГазу тот газопровод никакого отношения якобы не имел.

Совсем злые языки даже о построенном в то время казино говорят, но мы в это не верим. Но на то они и злые языки, чтобы болтать всякую чушь.

Однако развенчивать слухи тоже никто не спешит.

Вячеслав Баненович Ли, нынешний глава АО “Атырау Нефть и Газ Сервис” ни письменного, ни устного ответа, даже отписки, как АО “ТД “КазМунайГаз”, не прислал. Возможно, отвечать на некорректный вопрос о деньгах считает излишним.

Косвенный ответ

Хотя реакция после наших запросов все же последовала – как косвенный ответ редакции. Зачастили на недостроенную нефтебазу представители Торгового дома КМГ. Руководителя технадзора спешно сменили, привезли сметчика, высчитывающего сейчас реальные объемы сделанного и недоделанного.

Неужели правы мы были в своих опасениях, и наши деньги действительно “ушли”? Ведь, чтобы достроить объект, еще не менее 100 миллионов тенге в эту стройку вложить нужно, не считая долгов.

И делать это, думается, надо незамедлительно.

Ведь нефтебаза нужна не только КазМунайГазу, но и Астане. По 5–6 бензовозов стоят нынче в очереди на соседней нефтебазе, за чьи услуги Нацкомпания из бюджетных средств платит, по словам сотрудников, близких к руководству этой нефтебазы, до 40 миллионов тенге в месяц!

Куда эти затраты накручиваются? На себестоимость? На ценообразующую составляющую?

Думаем, возникает немало поводов для размышлений...

Наталия Буравцева, фото Андрея Терехова, Астана