Под снос


Помимо рухнувшей секции дома № 7 специалисты признали аварийными четыре уцелевших подъезда этой же многоэтажки, а также соседние дома – № 5 и № 6.

– Работа по их укреплению идет, – сообщил градоначальник. – Угрозы для проживания людей на сегодняшний день нет. Но даже после проведения соответствующих работ никто не даст гарантию, что стоять они будут долгие годы.

И вот какой выход придумали власти. Как в песне: разрушить все до основанья, а потом построить новое жилье. Деньги будут просить у правительства. По предварительным подсчетам, возрождение “Бесобы” займет около двух лет и обойдется в два миллиарда тенге.

– На укрепление домов ушло бы около миллиарда тенге. Тратить такие большие деньги без гарантий нецелесообразно, – заявил аким.

И в самом деле. Как можно надеяться на прочность несущих конструкций, если в них была оголена арматура, обнаружились инородные включения в виде пенопласта, обрезков досок и камней?! В 74 колоннах и 59 балках цокольного этажа специалисты определили низкую прочность бетона.

Но самым важным фактором тщетности каких-либо трудов по реанимированию жилого комплекса стали сложные грунты. Оказалось, в проектных документах сказано, что почва на том участке песчаная. Поэтому строители залили под домами ленточный фундамент. А в действительности многоэтажки поставили на глинистом набухающем грунте. При этом не подумали о защите зданий от воздействия таяния снега, дождя и аварийных утечек из водопровода: отсутствуют ливневая канализация, водоотводы, песчаные подушки. Из-за избытка влаги “поплыло” бетонное основание дома № 7. Но вот если бы строение держалось на свайном фундаменте, как положено по СНиПам, то драмы бы не случилось.


– С самого начала компанией-застройщиком была допущена халатность, – констатирует Бауржан Абдишев. – Она не провела исследования грунтов.

А далее “вирус” халатности распространился на все причастные к строительству “Бесобы” организации и государственные органы. Любопытно, что то самое заключение о песчаном грунте дала фирма, не имеющая лицензии на такой вид работ. А проектная компания имела право только на архитектурно-технологическое, а не строительное проектирование. Экспертные ТОО выдали положительные заключения на объект, несмотря на отсутствие у заказчиков необходимого пакета документов. Что с них взять – частники. Но куда смотрели госорганы? Оказалось, ГАСК в период строительства “Бесобы” с 2005 по 2009 год ни разу (!) не проводил там проверки. Да еще и выдал разрешение на производство строительно-монтажных работ без проведения экспертного заключения. Акимат Караганды, принимавший объект в эксплуатацию, обошел стороной представителей эксплуатирующей и проектной организаций – их подписей в документе просто нет!

– Сейчас в деле четверо подозреваемых, это застройщики, – рассказал спецпрокурор Мухамедкарим БЕКТУРСЫНОВ. – В ближайшее время будут возбуждены уголовные дела в отношении проектировщиков и лиц, осуществлявших государственный контроль. Круг ответственных довольно обширный. Около 25 человек. Для окончания расследования нам понадобится еще 2–3 месяца.


Решение властей о сносе всего жилого комплекса жители “Бесобы” восприняли без особого восторга. Измотанные нервотрепкой и страхами жильцы ищут во всем подвоха.

Между тем аким пообещал, что на время новой стройки разместит их в государственных квартирах в 14-м микрорайоне, на окраине города. Там недавно привели в порядок две заброшенные хрущевки и собирались вселить очередников.

Караганда