Почти все об экономике Кыргызстана

***
«Чтобы понять, что это за страна, хотелось бы сделать акцент на экономическом аспекте. Вот несколько цифр, чтобы создалось впечатление о том, в каком состоянии экономика Кыргызстана:
- ВВП Кыргызстана на душу населения составляет около 800 долларов США;
- платежный баланс отрицательный – 1,3 млрд долл.;
- международные резервы составляют 1,6 млрд. долл., это чуть больше четырех месяцев импорта;
- средняя заработная плата составляет 6 тысяч сомов (это около 20 тысяч тг, или более чем в три раза меньше, чем в Казахстане, и где-то в четыре раза меньше, чем в России).
Следующие две цифры, на мой взгляд, наиболее примечательны:
- переводы физических лиц, мигрантов, которые работают за пределами республики, составляют 1,2 млрд долл. в год. Основные переводы исходят из России, часть из Казахстана. Эти переводы физических лиц превышают государственный бюджет страны и весь общий объем иностранных инвестиций. Фактически, семьи, живущие в стране, кормят люди, которые работают за рубежом.
Что касается второй цифры: мы знаем о девальвации, которая прошла во многих странах, в том числе и в Казахстане. В Кыргызстане курс валюты на начало 2009 года был 39,59 сома за доллар.
На конец года – чуть больше 49 сомов, то есть девальвация составила 25%, примерно как и в Казахстане. Но одномоментной девальвации не было, поскольку экономика очень маленькая. И Нацбанк Кыргызстана смог сохранить 4 февраля курс за счет только 16 млн. долл. интервенции. То есть этой суммы достаточно, чтобы стабилизировать валюту.
Фактически по этим цифрам можно судить о емкости экономики Кыргызстана и говорить о том, насколько она самостоятельна. Экономика Кыргызстана во многом зависит от взаимодействия с Казахстаном, с Россией. И в целом, если не акцентировать внимание на политических аспектах – борьбе за власть, персонификации власти, клановости, непотизма и т.д., можно сказать, что основная проблема – это допущение драматической ошибки – потери государственного управления. Эта потеря очень дорого обходится стране, и цифры, приведенные мной, говорят о том, что если не будет стабилизации госуправления, то страна окажется на грани банкротства.
Что делать?
В первую очередь провести легитимизацию власти – это ключевое, на мой взгляд. Большинство населения больше заинтересовано не в том, чтобы кто-то встал у власти и провел какие-то реформы, а в том, будет ли общая стабилизация экономики и будет ли в дальнейшем возможность для стабильной работы бизнеса, предпринимательства, иностранных инвестиций, функционирования социальных программ и т.д.
Поэтому с этой точки зрения после общей стабилизации, с учетом небольшой, несамостоятельной экономики ее открытость – камень в фундаменте, на котором может основано дальнейшее развитие.
Экономика Кыргызстана не сможет развиваться на примере стран с закрытой экономикой. И членство в ВТО в данном случае – формальный аспект, который может ничего не дать. Интеграционные процессы – работа с Россией, с миграцией, с кредитами, с гуманитарной помощью, стратегическими инвестициями – более важны.
И здесь речь идет о том, что, скорее всего, необходимо провести приватизацию госпредприятий с привлечением иностранного капитала, поскольку его присутствие во многом стабилизирует экономическую ситуацию в стране.
Декрет временного правительства о защите инвестиций – шаг в правильном направлении. Необходимо еще раз подтвердить обязательства по межгосударственным соглашениям и нацеливаться на дальнейшую интеграцию, учитывая тесные связи с РК и РФ, с перспективой, конечно, вступления в единое экономическое пространство.

Автор: Караван.kz