Опрос проводили среди возрастных групп от 18 до 63 лет и старше, в нем приняли участие 3 тыс. человек из 3 городов республиканского значения и всех областей Казахстана.
Управление финансами
Треть респондентов, 30,2 %, самостоятельно принимают решения о распределении финансовых средств, и это характерно для категории 50-63 года. 35,6 % респондентов от 30 до 49 лет доверяет свои деньги родителям. Каждый пятый респондент делегирует супругу/ге, и лишь 18,2 % ведут общий бюджет.
При этом респонденты назвали наиболее важные аспекты финансовой жизни - своевременная оплата счетов (48,4 %), рациональный подход к покупкам (46,4 %), также мониторинг бюджета (43,9 %).
"В случае сверхлимитного расхода почти каждый третий респондент брал в долг (38,9 %) и воспользовался кредитом (35,9 %), из которых 12,5 % прибегают к микрокредитам, 7,5 % оформляют онлайн-кредит. Четверть использовала личные сбережения (23,7 %), еще 13,1 % снимали средства с депозита", – из исследования АРРФР.
Импульсивное потребительское мышление характерно для 33,6 % респондентов, в основном из СКО (37,3 %), Жамбылской (37,3 %) и Туркестанской (38 %) областей. Высокий уровень финансовой осознанности отметили в Атырауской (47,3 %)и Улытауской (48 %) областях.
Кредиты
Исследование показало, что 38,2 % казахстанцев завышают свой доход для одобрения кредита. Еще 22 % не всегда указывают корректно доход, и скорее всего, судя по ответам респондентов, завышают для большей вероятности одобрения займа. 6,1 % никогда не указывали свой реальный доход.
"Только 26,9 % не искажают информацию и предоставляют достоверные данные. В гендерном разрезе женщины чаще идут на фальсификацию реальных данных о доходах (39 %). Не всегда указывают корректные данные и завышают свой доход в большей степени респонденты среднего возраста – 30-49 лет (23,3 % и 38,8 %). Также очень часто завышают свой доход при подаче заявки на кредит люди пенсионного возраста (43,8 %)", – из иссследования АРРФР.
Где берут знания
Основными источниками знаний по финансам стали социальные сети (48,2 %).
Значительный ресурс - бесплатные курсы (27 %), которые популярны у молодежи 18-29 лет (29,8 %) и у людей в возрасте 50-63 года (29,7 %). Результаты опроса показали, что люди реже готовы платить за подобные знания и ходить на курсы (12,1 %).
Чаще всего информация в соцсетях и на бесплатных курсах является фрагментированной и базовой, напротив, локализованный материал в виде роликов на YouTube (3,1 %) или специализированная литература (4,6 %) меньше привлекают респондентов. При этом последние наиболее популярны среди информантов с послевузовским уровнем образования (10,1 %). Еще 12,8 % вовсе не интересуются финансовым образованием. При этом платить за знания в большинстве случаев готовы респонденты среднего возраста, 30-49 лет (16,5 %).
Что дальше
Результаты исследования, по мнению социологов, подчеркивают необходимость совместных усилий со стороны государства, бизнеса и образования для развития финансовой грамотности и улучшения финансового будущего граждан.
Авторы исследования рекомендовали создание и развитие образовательных программ о финансах, которые включают в себя школьные курсы, уроки в учебных заведениях и обучающие программы для взрослого населения.
В плане формирования инвестиций эксперты рекомендуют предоставить широкий доступ населению к бесплатным или недорогим финансовым консультациям, в том числе по инвестициям. Это поможет гражданам лучше понимать свои финансовые цели и планировать свое будущее.
Для предоставления доступа к полезной информации о финансах рекомендуется запустить казахстанское приложение и/или онлайн-инструменты, которые помогают отслеживать бюджет, инвестиции и управлять долгами.
Ранее стало известно, что казахстанские школьники пройдут курс финансовой грамотности. Планируется обучить 750 тысяч школьников и студентов.
В апреле 2023 года Нацбанк представил результаты исследования за 2022 год. Выяснилось, что у трети казахстанцев вообще нет сбережений.