Решив хоть на один день отвлечься от криминальной хроники, мы с фотокором отправились… в ясли-сад. В тот самый детский садик, куда когда-то водили меня самого.
Здесь многое изменилось. Дома вокруг садика давно перестроены и выглядят совершенно по-другому. Нет уже железной ракеты, которая с незапамятных времен стояла на нашем участке. Да и сам участок выглядит намного меньше, чем сохранился в памяти, – тогда, в детстве, он казался огромным (среди высоченных дубов потеряться можно!) и очень мрачным.
А может, просто я сам был маленьким?
РЕВЕТЬ – НЕ СТЫДНО!
Зато внутри здания почти ничего не изменилось (за исключением опять же размеров!). Вдоль стен раздевалки, как и сорок лет назад, стоят шкафчики с именами детей и картинками на дверцах. Конечно, и шкафчики, и картинки, и дети уже другие…
Однако новички ревели точно так же, как и в прошлые времена, по тем же причинам, и главное – на той же пронзительной ноте, что и я сам в трехлетнем возрасте. И как воспитатели выдерживают такое десять часов подряд – с 8 утра до 18 вечера?!
Заведующая яслями-садом Сауле Мулдагалиева улыбается:
– Это абсолютно нормальная реакция детей на незнакомую обстановку. Представьте, что вас бросили на острове, населенном дикарями. У них странные прически, они ведут себя не так, как вы. Разве вам не станет страшно? А это маленькие дети. До прихода в садик вокруг них порхали мамы и папы, дедушки и бабушки. А тут полно незнакомых тетенек и других детей. Естественно, они не желают здесь оставаться.
Заведующая ведет маленького плаксу в свой кабинет и, указывая на телефон, пытается его успокоить: “Видишь эту кнопочку? Если на нее нажать, то сразу приедет твоя мама”. Ребенок все еще всхлипывает, но уже гораздо тише.
ЗАГАДКИ ОТ ВОВОЧКИ
Получив в кабинете заведующей необходимый инструктаж, мы с фотокорреспондентом отправляемся в среднюю группу выполнять обязанности няни и воспитателя.
Дети вежливо здороваются, разглядывая нас с нескрываемым любопытством. А мы приготовились к неизбежным испытаниям. И они не заставили себя ждать – четырехлетний Вовочка бросил на меня оценивающий взгляд и предлагает отгадать загадку: “Мордочка усатая, шкурка полосатая, часто умывается, но с водой не знается”. Кто это такой?”
Выдержав для приличия паузу, я делаю вид, будто лихорадочно ищу ответ...
На лицах детей промелькнуло выражение торжествующего превосходства. Ну еще бы! Откуда чужому, не приобщенному к корпоративным тайнам детсада дяденьке знать ответ.
Переждав полминуты, я отвечаю: кот! И тут же жалею об этом.
Малышня так искренне разочарована, что отгадывать следующую загадку я не стал, соврал, что не знаю. Детки, обрадованные моей беспомощностью, обступили меня со всех сторон и так дружно прокричали мне ответ, что я чуть не оглох.
Как разобрать человечка на части?
Маленький Санжарик просится в туалет. Делать нечего: назвался воспитателем – иди сажай детей на горшок.
Но… Санжар забыл, в какой именно ячейке находится его личный горшок. И – расплакался. Пришлось обращаться к помощи зала, то есть группы. Друзья малыша помогли нам сделать правильный выбор.
Дела сделаны, штанишки остались сухими – отлично! Сполоснув горшок, возвращаюсь в группу. Тем более что у меня новое задание – отвести в медицинский кабинет Султана. У малыша – аллергия, поэтому старшая медсестра Валентина Горматько должна дать ему таблетку. И смазать красные пятнышки на лице ребенка специальной мазью.
За то, что Султан мужественно перенес процедуры, ему вручается фигурка человечка. Сейчас с детсадовского возраста изучают анатомию человека по таким вот игрушкам: внутри прозрачного человечка видны разноцветные внутренности. Детей особенно забавляет то, что его можно разобрать на части.
К Султану присоединяются Никита и Дима. Они спорят и пытаются выяснить, где у прозрачной фигурки, напоминающей Человека-невидимку, печень, а где сердце.
Игрушек в группе много, но малышня, конечно, как и в старые добрые времена, периодически отбирает их друг у друга. Но не дерется.
Значит, более гуманными стали. Мы, помнится, жестоко дрались за право обладать огромным пластмассовым паровозом.
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА МАРСЕ?
Старшая группа, пяти-шестилетки, посматривает на остальных свысока и пренебрежительно называет их мелкотней. Они-то сами уже занимаются с настоящей учительницей!
Пятилетние дети уже вполне сносно умеют читать по складам и считают в пределах сотни. Изучают свойства геометрических фигур: прямоугольника, треугольника и квадрата. Различают лучи, отрезки и прямые. Мы все это только в школе проходили!
А вот ответят ли подготовишки на вопрос “на засыпку”: “Существуют ли инопланетяне?”
Егор, не раздумывая, отрицательно машет головой. Уверенно говорит: зеленых человечков выдумали… сценаристы!
Но его соседка по столику Дана с этим не соглашается. В качестве аргумента в пользу существования инопланетного разума девочка привела свидетельства многочисленных очевидцев, которые она слышала и видела в одной из телепередач. В общем, настоящий спор разгорелся – на помощь Егору пришли Аскар, Данил, Артур и Вова. Мальчики полагают, что рассказы очевидцев – либо обман зрения, либо просто вранье.
Но Аскар тут же прочел мне длиннющую лекцию о природе… вампиров, русалок, оборотней и прочей нежити. И подробно перечислил способы борьбы с каждой разновидностью нечисти: оборотни и вампиры боятся серебра, а русалок просто не надо слушать. И откуда он про все это знает? Пятилетний мальчик гордо ответил: “Из мультиков!”
Так вот откуда они знания черпают!
* * *
При подготовке этого материала ни корреспонденты, ни дети не пострадали. А корреспонденты даже подумали – не переквалифицироваться ли им в воспитатели?
Но потом поинтересовались зарплатой работников детсадов. Как оказалось, в государственных дошкольных учреждениях воспитатели получают в месяц от 15 до 20 тысяч тенге, заведующая – 20 тысяч тенге, а о прачках, поварах, нянечках и говорить нечего.
В общем, мы решили: будем просто в гости приходить…
Олег ГУБАЙДУЛИН, Тахир САСЫКОВ (фото)