Почему в казахстанское законодательство нужно ввести понятие харрасмента

Ни дня без приставаний

Этой теме был посвящен "круглый стол", проведенный ОФ “Центр исследования правовой политики”. Под харрасментом (англ. – домогательство) под-разумевается не только сексуальное домогательство, но и в целом нарушение личных границ, субординации, приставания, унижение и нарушение неприкосновенности частной жизни.

Как напомнили участники встречи, в прошлом и этом году были скандальные новости, связанные с насилием в отношении женщин:

– Сначала казахстанская исполнительница Dequine обвинила рэперов в домогательстве, потом это сделала женщина, задержанная полицейским. Судья в Кызылординской области сообщила о домогательствах со стороны начальника. А в Карагандинском областном суде участница одного из процессов заявила о харрасменте со стороны служителя Фемиды, который продолжался более полутора лет! В Экибастузе педагоги обвинили в харрасменте директора школы.

В большинстве случаев сексуально озабоченные фигуранты жалоб отделались легким испугом. Так, в отношении карагандинского судьи коллеги вынесли “общественное порицание”… Между тем в США, Германии, Испании и других странах за харрасмент можно получить реальный тюремный срок или внушительные штрафы.

Юрист-международник Аяжан ОЙРАТОВА отмечает, что в казахстанском законодательстве ключевой статьей, запрещающей сексуальные домогательства, является 123 статья УК РК “Понуждение к половому сношению”.

– В этом и кроется ключевая проблема понимания сексуальных домогательств в нашей стране. Также очень странно, что в рамках Кодекса об административных правонарушениях (ст. 80-1 и 409) от неприличных жестов и непристойного поведения защищены педагоги, медицинские и фармацевтические работники. И только при исполнении ими своих должностных обязанностей. Все остальные категории граждан от указанных действий не защищены, – говорит эксперт.

Кто защитит жертв?

Руководитель Центра трудового и социального права КАЗГЮУ Муслим ХАСЕНОВ отмечает, что харрасмент в Казахстане есть, а понятия и ответственность за него – отсутствуют. Соответственно, жертвы домогательств и всех сопутствующих нарушений прав человека не могут получить в правоохранительных органах должную защиту.

Как это произошло с Анной Белоусовой – жертвой харрасмента со стороны директора школы, где она работала. Получив отказ в интиме, директор потребовал 10 тысяч тенге, женщина не смогла найти эту сумму и лишилась работы.

– Жалобы Белоусовой в вышестоящие организации образования и прокуратуру не принесли результата, полиция отказала в возбуждении уголовного дела. А работодатель подал иск на Белоусову о защите чести, достоинства, деловой репутации.

В итоге суд обязал ее возместить моральный вред (он был символическим – 1 тенге) и принести публичные извинения истцу! Апелляционная и кассационная жалобы Белоусовой на решение суда не были удовлетворены. Исполнив в марте 2012 года решение суда, Анна впала в депрессию, потеряла трудоспособность из-за резкого ухудшения состояния здоровья (Белоусова – инвалид первой группы), – рассказывает Муслим Хасенов. Лайфхак: как защитить себя от сексуального домогательства в Казахстане

Не принесли результата и обращения в Генпрокуратуру – в действиях директора школы не увидели состава преступления. В итоге Белоусова была вынуждена обратиться в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) ООН, который признал ее жертвой харрасмента и рекомендовал Казахстану возместить ей моральный и физический вред. Также нашей стране рекомендовано “принять всеобъемлющее законодательство, запрещающее домогательства и устанавливающее ответственность за его проявления”.

– В рамках проекта ОО “Қадір-қасиет” я разработал Дорожную карту по исполнению Казахстаном данного решения Комитета ООН. Ведь по факту у госорганов Казахстана на сегодняшний день нет правовых оснований для удовлетворения жалобы Белоусовой. Нет у нас и уполномоченного органа в вопросах гендерного равенства и противодействия дискриминации.

Чья это ответственность – исполнять решение данного Комитета ООН? Минтруда? – Нет, поскольку он отвечает за регулирование трудовых отношений. Хотя, если смотреть в широком смысле, условия труда, входящие в область компетенции минтруда, предполагают соответствующую среду: доброжелательную обстановку, здоровый психологический климат.

Исходя из этого, минтруда мог бы подключиться к вопросу исполнения решения КЛДЖ по делу Белоусовой.

В стране уже седьмой год действует Закон “О государственных гарантиях равных возможностей мужчин и женщин”, но в нем также отсутствует понятие домогательств! И не прописано, кто осуществляет координацию соответствующих вопросов, куда можно пожаловаться, если вас дискриминируют, – акцентирует Муслим Хасенов.

Благодаря кейсу Белоусовой была вскрыта системная проблема, связанная с уголовным преследованием: жертва домогательства может стать обвиняемой в клевете.

– Так на государственном уровне поощряется самоцензура: жертва побоится обращаться за защитой своих прав, зная, что ее саму могут сделать обвиняемой, – говорит собеседник “КАРАВАНА”.

В 2020 году в качестве привлеченного эксперта структуры "ООН-женщины" Муслим Хасенов разработал поправки в Трудовой кодекс и Закон РК “О равных государственных гарантиях мужчин и женщин”, включавшие введение в законодательство понятия “домогательство”.

– Через депутатов мажилиса данные поправки были направлены в правительство, откуда пришло заключение “о нецелесообразности вносить изменения в Трудовой кодекс, поскольку домогательства не касаются трудовых отношений”. Хотя в 2019 году принята Конвенция № 190 Международной организации труда, в которую входит Казахстан, “Об искоренении домогательства и насилия в сфере труда”.

А в рейтинге Всемирного банка “Женщина, бизнес и закон” из 8 индикаторов 2 касаются трудовых отношений, и содержат они показатели по наличию законодательства, запрещающего домогательства и устанавливающего за них санкцию. То есть в мире эти понятия признаны, а у нас не видят целесообразности! – констатирует эксперт.

Между тем, по данным портала “CABAR.Asia”, 81 процент женщин в Центральной Азии сталкивался с домогательствами в такси. То есть из 400 опрошенных – 324 подверглись харрасменту. И только 2 процента обратились за психологической помощью.

НУР-СУЛТАН