Почему в Казахстане за последние полгода в два раза выросло производство водки

За счет этого вся их продукция стала легальной, рассказал “КАРАВАНУ” председатель ассоциации “КазАлкоТабак” Амиржан КАЛИЕВ.

А у нас легализация

– До прошлого года у нас была большая проблема – масса контрафактной продукции, необлагаемой налогами. Это было главной головной болью. Спасибо руководству стран, контролирующим органам – с февраля у нас полным ходом идет легализация ликеро-водочной отрасли. На сегодня за 4–5 месяцев 2022 года, по сравнению с предыдущим периодом прошлого года, объем вырос в 2,5 раза, – сказал глава ассоциации в интервью “КАРАВАНУ”. – Очень на высоком тоне живем. Производство водки, по данным на май, увеличилось с 19 млн до 47 млн литров.

– На самом деле, объем производства сохранился. Народ не стал меньше пить. Просто раньше недобросовестные участники рынка – официальные предприятия – пользовались покровительством “крыш”, производили контрафактную водку, – пояснил Амиржан Кошкарбаевич. – С февраля начался Новый Казахстан, новые политические веяния, активно начали борьбу с теневым оборотом, в том числе и в водочной отрасли. Глава государства дал поручение по исключению теневого оборота производства, в том числе алкоголя, Агентству финансового мониторинга, комитету госдоходов, и те взяли под жесткий контроль.

Всем сказали: хочешь работать – работай вбелую. Все остальные требования остались прежние – налоги, акцизы, квалификационные требования, минимальная загрузка.

Минимальная загрузка – показатель производства, который предприятие должно показывать в отчетности, в том числе для налоговых служб. Он равен 40 процентам от проектной мощности. В противном случае у налоговых органов возникает резонный вопрос о контрафактном производстве. Для любого предприятия работа на треть от мощности – это порог эффективности. Тогда у завода должны возникать трудности со сбытом продукции, закупом сырья, оплатой труда сотрудников, дебиторской задолженностью. Если этого всего нет, то ликеро-водочный завод откровенно левачит.

Образно говоря, если мощность предприятия – 100 литров, то оно должно производить не менее 40 литров водки. При нарушении этого требования в первый раз КГД приостанавливает лицензию на полгода. Если поймают второй раз – лишают лицензии.

Так, если в Актюбинской области за январь – май прошлого года официально было произведено всего 718 тысяч литров алкоголя, то в 2022 году уже 2 миллиона 818 тысяч литров. В Акмолинской области производство выросло с 2 миллионов 829 тысяч литров до 6 миллионов 272 тысяч литров. Наибольший рост показала Северо-Казахстанская область – с 1 миллиона 405 тысяч литров в прошлом году до 5 миллионов в этом году.

Борьба с тенью

– Если такими темпами пойдет, то по году уровень контрафакта упадет до 10–12 процентов. Это вполне приемлемый уровень для многих государств, ведь остаются подпольные предприятия и контрабанда, – уверен глава ассоциации.

Особенностью рынка алкоголя в Казахстане было присутствие там массы контрафактной продукции, произведенной на специализированных предприятиях, имеющих лицензию министерства финансов и платящих налоги и акцизы в бюджет страны.

Доля нелегальной продукции достигала половины от всего объема рынка. Однако Агентство финансового мониторинга и комитет госдоходов были ограничены в возможностях и не могли нормально бороться с черным рынком.

С другой стороны, ликеро-водочные заводы постоянно находились под дамокловым мечом рейдерства. Никаких гарантий сохранности собственности у их владельцев не было. Поэтому руководству предприятий не было интересно вкладывать инвестиции, развивать производство, расширять продуктовую линейку. Оборот средств был очень быстрым. Сейчас такие гарантии владельцы получили напрямую из Администрации Президента, судя по словам некоторых лиц из отрасли. Казахстан не сможет споить Россию алкоголем, а киргизы справятся

Это немедленно отразилось на расширении производства. По данным КГД, если за январь – май 2021 года по трем акцизам бюджет страны получил 30,7 млрд тенге, то за такой же период этого года сумма акцизов выросла до 51,9 млрд тенге.

Если так пойдет и дальше, то сумма акцизов, которые получит государственный бюджет за весь год от производства и импорта алкоголя (не только водки, но и вина и пива), составит более 120 млрд тенге. Для сравнения: в прошлом году бюджет получил 92 млрд тенге акцизов.

КГД работает по плану

У комитета государственных доходов другая версия, почему налоги от алкоголя растут. Пресс-служба КГД сообщила, что в приоритете работы налоговиков – ежедневный оперативный контроль акцизных постов, дистанционный контроль за производством и оборотом алкогольной продукции посредством контрольных приборов учета на линиях производства и выписанных электронных счетов-фактур. С 1 апреля установлены счетчики электроэнергии на линиях производства алкогольной продукции. Теперь заводы не могут работать ночью.

Рост акциза связан с увеличением объемов производства и импорта алкогольной продукции, а также с повышением ставок акциза на пиво – с 57 тенге до 79 тенге на 1 литр, и на ненатуральные вина – с 35 тенге до 2 550 тенге за литр абсолютного спирта. С января введена минимальная розничная цена на коньяк и бренди – 2 930 тенге за 1 литр. Соответственно, уменьшилось производство “псевдоконьяка”.

Новые веяния по всем статьям

Статистика КГД говорит, что работа налоговиков стала более продуктивной для бюджета по всем видам налогов. За пять месяцев КГД собрал налогов на 6,3 трлн тенге, против 4 трлн за этот же период прошлого года. Рост – более чем наполовину. За счет чего произошел такой рост?

Почти в два раза выросло поступление по корпоративному подоходному налогу с юридических лиц – более 1,3 трлн тенге.

Более чем в два раза выросли поступления по группе “Внутренние налоги на товары, работы и услуги”, в том числе НДС, – до 2,4 трлн тенге. Больше всех здесь выросли суммы по налогам на игорный бизнес (в 5 раз), таможенные пошлины на ввозимые товары (в 3 раза), таможенная пошлина на вывоз сырой нефти (в 2 раза).

Прямая экстраполяция показывает, что, если налоги будут собираться такими темпами, то всего бюджет получит в районе 15 трлн тенге. В прошлом году эта статья дала меньше 11 трлн тенге. Прибавка составит 40 процентов.

Уточненный в марте бюджет страны предусматривает, что доходная часть в 2022 году составит 15,8 трлн тенге.

Налоги должны дать чуть больше 11 трлн тенге. А вот расходы прогнозируются на уровне 18,8 трлн тенге. То есть уже сейчас есть вероятность, что более жесткая работа КГД позволит выйти если не с профицитом, то, по крайней мере, с самым низким дефицитом.

А это создает риски, что в 2023 году правительство, ублаженное массой денег, нарисует такой бюджет, который мы не сможем выполнить.

АЛМАТЫ