Почему в Казахстане все меньше благородных мужчин

Что стало с благородными мужами, неужели они вымерли, как мамонты?

Обмен колкостями

В последнее время к женщинам предъявляется много претензий – по поводу их внешнего вида, морально-духовных качеств, поведения, воспитания, причем стрелы летят, как правило, со стороны противоположного пола. Получается, что женщина всем кругом должна, а что насчет мужчин, куда делись их положительные качества, например, такое, которое раньше воспевали поэты и певцы, как благородство?

Почему сегодня отсутствие джентльменства, ответственности, уважения и вежливости у представителей противоположного пола считается чем-то незначительным?

Это такой же базовый фундамент, как и тот, в отсутствии которого любят обвинять женщин.

Так вот есть мнение, что сегодня благородство не востребовано самим обществом, и, судя по реакции в соцсетях, когда люди совершают реально хорошие поступки, за пазухой диванного комментатора обязательно найдется острый камень, который он бросит в их сторону. Казалось бы, если сам ничего хорошего для других не делаешь, зачем изничтожать тех, кто способен на это? Ан нет, раздутое “эго” позволяет судить и раздавать оценки направо и налево, а “специфическое зрение” – видеть даже в белом черное. Так благородство медленно исчезает из нашей жизни.

Сегодня разовые положительные поступки нам кажутся немыслимым геройством.

У Конфуция очень много определений, кто такой благородный муж, так вот по одному из них, “благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного: а низкий человек поступает наоборот”. И еще: “благородный предъявляет требования к себе, низкий предъявляет их к людям”. По-моему, эти слова все еще актуальны. Из истории отечественных понтов: когда в Казахстане впервые стали "выпендриваться"

Под благородством казахи раньше понимали отношение к женщине, к детям и к жизни, говорит знакомый филолог.

Главный смысл жизни настоящего батыра заключался в том, чтобы принести счастье своему роду, своему народу.

Благородство – скрытая красота характера. Незаметная, но естественная и очень большая ценность, которая красит человека. У нас любят смотреть в прошлое и сравнивать, какими были предшественницы современных женщин, а ведь времена батыров тоже прошли относительно недавно. Поэтому вопрос о мужском благородстве также остро стоит на повестке дня.

Что думают мужчины

Моя подруга подметила, что если папа не привил такие понятия, как честь и достоинство, а мама не научила уважению и духовной чистоплотности, то о благости рода нет и речи. С тем, что благородство должно воспитываться в первую очередь внутри семьи, согласен и Дмитрий ШОРОХОВ, основатель кризисного центра для мужчин “Ер Азамат”, художник. Он не понаслышке знает слабые и сильные стороны мужчин – к нему часто обращались с проблемами по работе и в семейных делах.

– Безусловно, благородство еще существует и есть, никуда оно не пропало, но если реально смотреть правде в глаза, то однозначно ответить на этот вопрос сложно, впрочем, не хочется обижать женщин, но и там не все гладко на сегодняшний день. Что мужчины, что женщины теряют свои благородные качества в одинаковом порядке.

В медийном дискурсе мы видим перебранки почти каждый день, когда грязное белье, какое только возможно, поднимают и на всеобщем обозрении начинают мусолить. Всем неприятно.

СМИ это стимулируют, и привлекается нездоровое внимание, получается, что с достойными ориентирами в обществе сложно. СМИ и культурная среда не воспитывают те ценности, которые бы способствовали развитию именно позитивных качеств, в том числе благородства.

Я двумя руками “за”, чтобы воспитывать в мужчинах хорошие качества. Мужчины должны быть выше и благороднее. В моем понимании благородство предполагает, что, когда человек сильнее другого, он поступает милосердно. Есть нехватка этих качеств в современном обществе, к сожалению, приходится констатировать это.

Хотелось бы, чтобы в обществе было больше как благородных мужчин, так и женщин – одно тянет другое.

Поэтому нужно стремиться сохранять добрые традиционные семейные ценности, а когда все это рушится – и спрашивать не с кого.

– Почему даже в добрых поступках люди находят негативные стороны?

– Это очень пакостная тенденция, исходит отчасти от медийной безграмотности – люди думают о полной безнаказанности в соцсетях. Недавно один узбекский блогер на российском ТВ приготовил бесбармак – по сути, популяризировал, пропиарил казахское блюдо, ни слова плохого не сказал. И на, казалось бы, пустом месте в комментариях разгорелись "межнациональные разборки". Массово начался бардак.

Никто не объясняет, что соцсети – это не площадка “как хочу, так и веду себя, что хочу, то и говорю”.

Монетизация этих сетей подает нехороший пример, люди зарабатывают деньги, не имея никаких особых способностей, теряют чувство реальности и адекватности. Страшно, какое число ненормальных людей себя там проявляет.

“Семья, дети, отношение друг к другу – это главное”

Бизнесмен из Астаны, основатель благотворительного фонда “Асыл Адам” Конилбай ШУКЕНОВ в глазах соотечественников человек редкого благородства.

Начиная с 2014 года он и его джигиты обеспечивают безвозмездно жильем и работой нуждающихся. 40 семей уже получили крышу над головой.

Мы застали бизнесмена в Караганде, где его команда планирует отремонтировать квартиры и… раздать их малоимущим. Конечно, все, кому не лень, задают ему, казалось бы, простой вопрос: зачем вам это нужно? Как меценаты нашей страны оказывают помощь социально незащищенным слоям населения

– Знаете, перед Новым годом к нам обратилась семья, которая жила с детьми в юрте. Когда мне такое говорят, я буквально ощущаю, как они утром встают, какая прохладная у них постель, как умываются, как кушают и что видят. Я сам вышел из такой семьи. Нас мама одна вырастила, воспитала и не сломалась.

Кто-то смотрит на мир из люксовых авто, а кто-то – поверх мусорных ящиков.

Сейчас у меня есть цель, и я не сворачиваю с этого пути – никогда не испытывал большего удовольствия, чем когда мы вручаем ключи.

Единственное условие, которое Конилбай Шукенов предъявляет тем, кто обращается за помощью, – у них должна быть сохранена семья.

– Семья, дети, отношение друг к другу – это главное. Это означает, что в этой семье есть любовь. Этот момент очень важен для нас. Мы просто меняем декорации вокруг них – предоставляем дом со всей мебелью, с одеждой, а они остаются теми же людьми, которыми и были.

Мы хотим их показать как счастливую семью, которая, несмотря на трудности, выстояла, не распалась, хотим сделать примером для тех, кто на грани развода.

У таких людей надо учиться жить, строить семейное счастье. Таких людей мы ищем, готовы с ними работать, помогать. Меценат купил квартиру сироте с двумя детьми, которых акимат выселил на улицу

По словам Шукенова, во время стройки задействованы все – кто-то помогает строительным материалом, кто-то техникой, приезжает много молодежи, бабушки-волонтеры обеспечивают питанием. В мечтах – чтобы финансирование шло не из средств бизнесмена, а из народных. Но он подмечает, что народ у нас не очень доверчивый, даже 1 000 тенге на постройку жилья для нуждающихся не каждый даст.

– Даже те, кто получает ключи или с нами вместе дом сдает, будут думать, что это государство или Билл Гейтс помогает, только не Конилбай, мол, не может быть, чтобы у нас кто такое делал. Всегда есть такие моменты, мы уже привыкли. Но мы подталкиваем людей, чтобы они тоже помогали другим, в этом году объявили розыгрыш “Дом мечты”.

И напоследок бизнесмен выразил мысль, с которой я соглашусь: многие привыкли роптать на государство, а ты сам попробуй сделать что-то хорошее, вытащи свое благородное “я” из недр и, например, помаши лопатой один день на стройке. Может, и жизнь тогда изменится к лучшему.

АЛМАТЫ