В Казахстане премьера фильма проходит практически незамеченной, а вот за границей на Ержанова ходят толпами. На основе этого информационного повода корреспондент медиа-портала Caravan.kz задал экспертам в области кино следующие вопросы:
- Согласны ли вы, что отношение к артхаусному/фестивальному кино в Казахстане можно назвать критическим? И в чем главная причина?
- Есть ли шанс, что отечественный зритель отойдет от просмотра глупых комедий и фильмов про бандитов и будет заинтересован более серьезным и глубоким кинематографом? И как к этому можно будет прийти?
- Смогут ли в будущем «умные кинокартины» собирать ту же кассу, что и популярные казахстанские комедии? И позволит ли разработка этой ниши продвинуть наш кинематограф на более высокий уровень хотя бы в рамках Евразийского региона?
Канагат МУСТАФИН, режиссер, автор сценария, сценарист:
1. - Я думаю, что народ не готов к подобным фильмам. К тому же продюсеры особо не рекламируют такой продукт. Потому как сейчас век социальных сетей, что позволяет и без денег организовать очень грамотную рекламную кампанию. Просто у тех ребят, которые снимают авторские фильмы, продюсеры вообще не занимаются рекламой. Может, проблема и в этом тоже, потому что у нас есть разная аудитория, любой фильм найдет своего зрителя. Если создатели сами не «пиарят», то как народ узнает, что есть такое кино?
2. - Изначально кино создавалось как развлечение. В нашей жизни сейчас много негатива, и люди идут в кинотеатр на эти два часа и выбирают, что им по душе. Сейчас по сравнению с тем, что было десять лет назад, в неделю в прокате идет по три-четыре казахстанских фильма.
Конечно, надо заметить, что комедийного кино у нас в избытке, и темы замусоленные. Поэтому я думаю, что сценаристы это понимают. Помните, в 90-е были популярны фильмы про рэкет и бандитизм, теперь комедии, а дальше тенденцию сменят другие жанры.
Аудитория авторских фильмов небольшая, потому что, к примеру, смотреть восемь минут статично на общий план для молодого поколения, которое в основном выросло на попкорне, которым каждые две минуты нужен экшн... для них это тяжеловато. Но если возвращаться к вопросу пиара своих картин, то уже можно было бы сформировать свою аудиторию. А так как такие фильмы снимаются для себя и для кинофестивалей, может, все устраивает, не знаю.
3. - Это вполне возможно, да. Единственный минус - очень мало народа у нас в стране. К примеру, в кинотеатр ходит один миллион человек, а уникальных посетителей очень мало. Аудитория одна и та же, и количество зрителей не растет. Пока затрудняюсь до конца ответить на этот вопрос. Время покажет, но очень хотелось бы, чтобы это было так.
Некоторые авторские картины создают неправильно, на мой взгляд. Они сняты за счет государства, такие фильмы очерняют нашу страну. Такие вещи надо делать за свои деньги. В жизни на самом деле пожестче вещи происходят, и жизнь богаче, чем фантазия, поэтому «чернуху» снимать за счет госбюджета - это неправильно. А такое кино надо снимать за счет собственных средств, поэтому снимай, что хочешь. Я так считаю. Фильмы должны быть жизнеутверждающие. Зритель, выйдя из кинотеатра, должен получить удовольствие, положительный заряд, впечатление. А то, что мы и так ежедневно видим на улице, то же самое видим на экране, приходя в кино…
Быржан КАБЫЛБАЕВ, ведущий, сценарист и stand-up-комик:
1. - Я не имею такого опыта, я не изучал рынок. Но если, в принципе, говорить об артхаусном кино, то, думаю, у нас такая ситуация из-за маленького населения Казахстана. И поэтому маленький процент зрителей в кинотеатрах. Поэтому мало и смотрят.
2. - Насколько я знаю из общения с людьми, даже теми, кто не из этой сферы, многим интересно серьезное кино. То есть такой проблемы я не вижу, чтобы люди были заточены только под развлекательный контент. Конечно, жанр комедии имеет больший успех, но это так во всем мире.
Мне кажется, в целом кинематограф идет в правильном направлении, меняются тенденции, вкусы. Я, конечно, не такой большой опыт имею в этом вопросе, как мои старшие коллеги, но думаю, что пройдет не более пяти лет и появится больше серьезных фильмов казахстанского производства.
3. - Никто не может знать, что дальше будет, поэтому и я не знаю. Мне кажется, вряд ли, и это я не только про Казахстан, а вообще в принципе.