Почему в Казахстане не было 8 Марта, а греки и римляне боялись женских праздников

Хотя, если вдуматься, это совсем недалеко от истины.

Я сегодня такая вся противоречивая

8 Марта имеет совсем не романтическое происхождение. Его стали отмечать в память о забастовке ткачих из Нью-Йорка. Клара Цеткин предложила  сделать памятной эту дату в 1910 году, а статус международного праздника 8 Марта носит всего 50 лет, хотя отмечается преимущественно на постсоветском пространстве. Тем не менее религиозные праздники, где раз в году к каждой женщине относились почти как к богине, существовали во все времена и у многих культур. И чаще всего эти праздники отмечались весной.

Как считает религиовед Джеймс Джойс Фрейзер, это связано с тем, что у всех народов культ матери-природы был тесно связан с женским началом, а именно весной природа пробуждается от зимней спячки; и поэтому в северном полушарии праздники в честь разных богинь приходились очень близко к весеннему равноденствию.

Про вакханалии в Древней Греции слышали, пожалуй, все. В день почитания Бахуса, бога виноделия, напивались все, от уважаемых старцев до последнего раба или бродяги. Заканчивалось это предсказуемо - драками и оргиями без учета пола и возраста. Но изначально это был сугубо женский праздник. Дело в том, что Вакх, он же Бахус, очень любил женщин. Тем более, что он был сыном Семелы, богини земли, и унаследовал от матери покровительство плодородию. Еще Бахус любил сумасшедших, так как сам в свое время был лишен разума богиней Герой. Потому и в жрицы ему выбирали женщин соответствующих - безумных, истеричных и способных хлестать вино кувшинами. Если верить Еврипиду, то от вакханок (жриц Бахуса), достигших священного экстаза, в ужасе убегали даже свирепые быки и хищные звери.

Какие именно ритуалы проводили женщины в честь Диониса, неизвестно. Случайных свитеделей убивали, а сами женщины после обильных возлияний и религиозного экстаза ничего не помнили. Тон празднику задавали жрицы, страдающие истерией и шизофренией. В вакханки выбирали именно таких

Историк Тит Ливий  пишет, что за пять дней до весеннего солнцестояния, то есть 16-17 марта, все женщины Рима собирались в священной роще Симилии возле холма Авентин.

Там они, подражая жрицам, доводили себя до безумия плясками, выпитым вином и дымом листьев священного лавра, а потом рвали на себе одежду и голосили песни в честь Бахуса и его матери. То есть атмосфера там была почти как на нынешнем корпоративе в женском коллективе.

Ну ты, олень, и правда - лось

Мужчинам категорически запрещалось в этот день приближаться к священной роще. Наглеца, осквернившего своим присутствием женский праздник, разгневанные дамы в буквальном смысле разрывали на куски. Получается, ещё тогда существовали радикальные феминистки. За убийство мужчин в роще Симилия во время вакханалий к ответственности не привлекали, поэтому дамы пользовались этой лазейкой в законе, чтобы свести счёты с обидчиком. Обычно его опаивали отваром маковой соломки накануне праздника, прятали в пещере до часа Х, а уж потом жестоко расправлялись.

Чтобы роща не считалась оскверненной мужским присутствием, жертве привязывали оленьи рога, и с этого момента он считался не человеком, а животным.  

Потом на «оленя» начиналась охота. Бегать по густому лесу с ветвистыми рогами не так-то и просто, поэтому спасались редкие счастливчики. Вот уж, действительно, наставили рога, так наставали. Утешает тот факт, что чаще всего «оленями» делали настоящих козлов: насильников, часто распускающих руки, и домашних тиранов.

Мужчин, заглянувших в священную рощу, вакханки убивали с особой жестокостью. Есть версия, что именно этот факт и породил легенды о злобных чудовищах в образе обнаженной красавицы

Любопытно, но в дни вакханалий мужчинам даже в городе было небезопасно. Пьяные дамы, вернувшись домой, еще долго не могли успокоиться, и мужчины старались либо уехать подальше, либо собирались в одном доме, заколачивали окна и двери, строили баррикады и молились Бахусу, чтобы он угомонил своих фанаток.

Со временем женщины решили, что без мужиков на вакханалиях совсем уж скучно, и пить стали в городе, так что роща Симилия скоро опустела.

Еще раз голос повысишь, за тебя проголосую!

Чем больше общество становилось патриархальным, тем меньше прав оставалось у женщин. Даже такую чисто женскую профессию, как жрица Бахуса, вскоре подмяли под себя мужики. Но была богиня, которой боялись самые упертые сексисты. Речть идёт о фригийской Кибеле. Её считали матерью всех богов, поэтому ни одно божество не смело её перечить.

Праздники в честь Кибелы проходили в первое полнолуние после весеннего солнцестояния, то есть в середине апреля.

Диодор Сицилийский пишет, что в дни Кибелы на три дня абсолютно все женщины, от девочки до старухи, получали абсолютную свободу. Они могли входить в любые дома, вплоть до дворцов, брать что угодно и делать что вздумается.

Единственное условие - необходимо было раскрасить лицо голубиной кровью. Практически сделать праздничный макияж. Впрочем, совсем уж анархии в городах не было. Что-то приказывать женщинам мужчины права не имели, а вот дамам допускалось вытолкать из дома нахалку, которая залезла в её шкатулку с драгоценностями.

Праздники Кибелы длились целую неделю, и мужчинам приходилось выполнять всю женскую работу: готовить обед, убирать в доме, нянчить детей и выслушивать упреки от своей же рабыни, что похлебка пересолена.

Так угнетенные женщины выпускали пар на целый год. Мстить за поруганную маскулинность мужчины не смели, чтобы не навлечь гнев богини.

Для празднования дней Кибелы женщины надевали лучшие наряды и украшения. Если женщина была бедна, никто не смел помешать ей отобрать деньги на наряд у первого попавшегося мужчины

Хорошо что в наши дни на 8 марта мужчинам выполнять женскую работу приходится только один день.

У дней Кибел есть еще жутковатая деталь для всех мужиков. В эти дни дамы выбирали жреца богини. А по правилам жрец должен быть ни мужчиной, ни женщиной. Лишить даму первичных половых признаков труднее, поэтому на ответственную должность выбирали мужчину. Получившего большинство голосов публично оскопляли в храме Кибелы, а отрезанное достоинство приносили богине в жертву.

Тот редкий случай, когда кандидаты делают все возможное, чтобы проиграть на выборах.

Слава яйцам!

Ближе к нашим краям женским праздником стала Русалья неделя. Славянские племена отмечали её в мае-апреле, когда ночи станут совсем теплыми и можно устроить пиршество в лесу, не опасаясь к утру заработать цистит. Считалось, будто в эти дни, а вернее, ночи у женщин открывается невероятная магическая сила. Дамы могут осчастливить мужчину, искренне пожелав ему удачи или богатства, а могут и проклясть, просто плохо о нём подумав. Именно поэтому накануне праздника сильный пол задабривал женщин, вручая дорогие подарки и исполняя капризы. Дамы собирались ночью в лесу не просто попировать. Они сооружали чучело богини Мары, покровительствующей зиме, болезням, смерти и прочим несчастьям и потом, после песен и плясок, разрывали чучело на куски, тем самым убирая все плохое и своей жизни и жизни своих близких. Расправа над Марой заканчивалась пиршеством в лесу. Кроме того, старушки защищали народ от кладбищенской нечисти, вешая на нехороших могилах пучки трав и самодельные обереги.

Позже, с принятием христианства, этот праздник трансформировался в День жен-мироносиц. Православная церковь отмечает его 22 апреля. 

Этнограф Иван Сахаров в 1841 году описал в своих трудах, как отмечали праздник женщины Российской империи.

Уже с утра все женщины отправлялись в лес, предварительно прихватив яйца в курятнике и завязав в узелок кое-какие вкусняшки. Ритуальным блюдом была «бабья яичница». Суть этого кушанья была в том, что дамы тщательно перемешивали все яйца, которые принесли, приправляли это молоком и жарили гигантский омлет. «Бабья яичница» делала всех отведавших её сестрами. Причем поедать её можно было, лишь распустив косы.

После яичницы «сестры» обменивались маленькими, скорее, символическими подарками. Небогатые крестьянки чаще всего дарили  все те же яйца, потому что другого у них не было. Барышни побогаче приносили ленточки, бусы и леденцы.

День жен-мироносиц в некоторых деревнях до сих пор отмечают по древним традициям

Парни на праздник допускались, но с двумя условиями. Во-первых, это должен быть юноша, достигший возраста жениха, но по какой-то причине не имеющий невесту. А во-вторых, на праздник он должен принести вина и угощения столько, чтобы хватило на всех, приличные подарки каждой присутствующей, да еще один большой подарок для той девушки, которая ему больше всех нравится. Как бы девушка ни относилась к парню, за подарок она была обязана трижды его поцеловать. Парень тоже был обязан пойти в лес, если хоть кто-то из дам его позовёт.

Нынешние мужчины, работающие в женском коллективе, должны понять этого юношу.

Традиция же  уничтожать чучело перенеслась на последний день масленицы,  водить хороводы вокруг деревьев стали на Троицу, а прыгать через костёр на Ивана Купалу. На эти праздники мужчины уже допускались, причем и особо тратиться на это требовалось.

Как? Вы не были на Таити?

К счастью, для мужчин, 8 Марта длится только один день. Аборигенам с острова Таити повезло гораздо меньше. Зимы, значит, и весны, в тропическом климате не бывает (по крайней мере, в нашем понимании времен года), и поэтому женский праздник там повторяется каждый месяц, в ночь полнолуния. Луна едва ли не у всех народов имеет женский архетип, а таитянцы верят в женское начало спутника Земли особенно. На Таити в ночь полнолуния мужчинам, на которых укажет жребий, приходится на своей шкуре почувствовать нелегкую женскую долю, а если быть точнее, то ту напасть, которую каждая взрослая женщина испытывает ежемесячно.

Для этого тех, на кого указал жребий, одевают в женские платья, а как только на небе покажется луна, шаман рассекает несчастным промежность, да так, чтобы кровь было трудно унять. Лечить рану можно было только через три дня. Племена на Таити были не очень большие, так что ритуал проходил каждый мужчина, по паре десятков раз за жизнь.

Впервые этот ритуал описал вице-адмирал британского королевского флота Уильям Блай в 1789 году, потом упоминания встречались в журналах о путешествиях начала ХХ века. Точно неизвестно, практикуется ли эта традиция в наши дни. Таитянцы стараются проводить ритуал без чужих глаз.

В Индии тоже нет времен года, и главный женский праздник там пришелся на 15 октября. В этот день рожавшие женщины мажут кровью лица девушкам, которые только мечтают о счастье материнства. К счастью, в наши дни используется не настоящая кровь, а красная краска на основе киновари. Ритуал проходит, чтобы получить расположение богини Дурги, которая, согласно индуизму, родила все живое.

Обидеть в этот день женщину или даже испортить ей настроение чревато гневом богини, так что мужчины делают все возможное, чтобы их дамы в этот праздник были счастливы.

Праздник Хинамацури в Японии отмечается до сих пор, но уже как дань традициям. Обычно девочкам дарят шоколад и небольшую куколку

В Японии 3 марта мужчины балуют своих дочек, внучек, сестричек и племяшек. Дарят куклы, сладости и вообще все, что душа девочки пожелает. Религиозного подтекста у праздника Хинамацури нет. Этот обычай пошел с тех времен, когда было принято, что богатый вельможа, женившись, пристраивал на хлебные должности всю родню женушки по мужской линии. Стать женой хоть самого императора могла любая простолюдинка, лишь бы она была красивой и могла поддержать светскую беседу. Замуж в Японии выходили совсем рано и чаще всего самыми светлыми воспоминаниями до замужества были подарки близких на Хинамацури, а уж они играли большую роль, когда муж советовался с молодой супругой о распределении должностей среди её родни.

Восток - дело тонкое

В большинстве арабских стран праздников, посвященных женщинам, вообще не было. Это не удивительно, ведь по местным традициям женщина и человеком не считалась.

Не было женских праздников и у кочевников, но совсем по другим причинам.

В племенах, населяющих территорию современного Казахстана, царило настоящее равенство полов. Женщины трудились наравне с мужчинами, сражались бок о бок и даже имели право голоса на обсуждении важных вопросов.

Такое гендерное равенство даже и не снилось современным феминисткам. У большинства  других культур женские праздники существовали, чтобы прекрасный пол мог выпустить пар, хоть раз в год расслабиться в патриархальном обществе, а потом смиренно вернуться к стирке, готовке, уборке и грязным пеленкам. Нашим степным прапрабабушкам такой эмоциональной разрядки не требовалось.

Почему у кочевников не было женщин для утех

Кроме того, у казахов уважение к женщине было постоянно, а не раз в год. У этого была сильная практическая сторона. К мнению пожилых апашек прислушивались, потому что их жизненный опыт помогал решить многие вопросы, девочек баловали, потому что, когда их выдадут замуж, ей тяжко придется в роли келинки. Отказать в чем-то беременной, а тем более как-то обидеть, тоже было недопустимо. По поверьям это грозило тем, что запасы погрызут мыши, а скот перестанет плодится и станет болеть. Спорить с замужней женщиной тоже нежелательно. Ведь она, как хранительница очага, заботится о хорошей атмосфере под шаныраком. Обидь её - и весь домашний уют поползет  по швам.

Но весенняя магия пробуждающейся природы покорила даже суровых кочевниц.

Казахским аналогом женских праздников можно считать канун Наурыза, когда дамы собираются за готовкой праздничного угощения и с удовольствием сплетничают о своём, о женском.