Еда с сюрпризом
Евразийская экономическая комиссия вновь пугает нерадивых бизнесменов. Уже через год те из них, кто применит в производстве еды генно-модифицированные компоненты более 1 процента от нетто товара, обязаны будут крупными буквами и на видном месте писать: ГМО, дабы даже самый невнимательный потребитель знал, что он собирается скушать. Но паники среди поваров и торговцев в этот раз нет. Потому как наши бизнесмены уже давно поняли – техрегламенты пишутся исключительно для того, чтобы их никто не соблюдал.
Ну в самом деле, сколько страхов и надежд было на техрегламент по молоку и молочной продукции, согласно которому уже два года как на упаковке производитель должен писать, что внутри: молоко натуральное, молоко восстановленное или вообще что-то под корректным названием “молочный напиток”. Как часто соблюдается это требование?
По наблюдениям покупателей – практически никогда. Да и вообще в техрегламенте ЕАЭС “О безопасности пищевой продукции” масса норм, призванных защитить граждан от поглощения колбас и консервов с запахом мяса, продуктов, зараженных болезнями или накачанных антибиотиками или химией. Но насколько все эти требования соблюдаются? Как признался председатель комитета охраны общественного здоровья МЗ РК Жандарбек БЕКШИН, нарушений – уйма.
– Из исследованных 493 проб молочной и масложировой продукции фальсифицированной признаны 142, или 29 процентов. В основном это производители Российской Федерации – 61 процент, в среднем 15 процентов приходится на Республику Беларусь, Украину, Францию и Кыргызстан. В целях контроля за содержанием по определению остаточных количеств антибиотиков исследовано более 2 600 проб мясных консервов, колбасных изделий, птицеводческой продукции, молочных продуктов, из них в 11 пробах выявлено превышение содержания антибиотиков левомецитиновой и тетрациклиновой группы, – обрадовал он.
В целом же, по данным мониторинга комитета, более 10 процентов продуктов на магазинных полках Казахстана не соответствуют техрегламентам, а 14 процентов имеют не тот состав, что указан на упаковке.
– Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы техрегламенты хотя бы по пищевой продукции соблюдались. Что касается маркировки, то когда потребитель будет видеть, что за одни деньги он может купить суррогат, а за чуть большие – натуральный продукт, то он будет делать осознанный выбор. Пока же он просто опирается на цену и собственные вкусовые предпочтения, – сетует вице-министр сельского хозяйства РК Рустем КУРМАНОВ. Сделано в Казахстане: При изготовлении колбасы ни одно животное не пострадало
Последние, кстати, в современном мире не особо надежный источник выбора качественного продукта. Взять то же молоко. Химическая промышленность так продвинулась вперед, что подделка стала вкуснее оригинала. Усилители вкуса, растительные жиры и прочие “Е” едва ли не каждого первого сделали фактически наркоманом, для которого продукт без всякой химии кажется пресным и безвкусным. А к каким побочным эффектам и заболеваниям могут привести суррогаты – лучше не думать.
Руководство минсельхоза, понимая и вопрос безопасности, и руководствуясь интересами фермеров, уже не единожды пыталось забрать себе функции контроля за соблюдением техрегламентов хотя бы в пищевой промышленности, но, как отмечает Рустем Курманов, пока безуспешно.
Погрозить пальчикоми насупить брови
Впрочем, одного контроля для того, чтобы навести порядок хотя бы в маркировке товаров, недостаточно. Как рассказал нам директор центра прикладных исследований “Талап” Рахим ОШАКБАЕВ, в стране отсутствует механизм наказания за недобросовестно промаркированную продукцию. Если проверяющий орган в ходе проверки выявляет товар, не соответствующий требованиям технического регулирования, максимум, что он может сделать, – это выписать предписание. А уж механизмов контроля ввезенной из ЕАЭС продукции и вовсе фактически не существует.
– Когда я был в “Атамекене”, мы предлагали ввести так называемые СПИКи – стационарные пункты интегрированного контроля, на которых можно было бы смотреть, что к нам поступает, проверять на безопасность и соответствие тем или иным принятым в Казахстане нормам. Безусловно, это бы не был полный контроль, но удалось бы навести хоть какой-то порядок в фискальных, санитарных и фитосанитарных вопросах, в вопросах технического регулирования. Правовая база ЕАЭС позволяет это делать, и Россия этой возможностью пользуется. Но у нас, к сожалению, не прошло. И когда в текущем году встал вопрос по границе с Кыргызстаном, мы в полной мере ощутили нехватку таких пунктов, – говорит он. Не еда, а беда. Чем торгуют в Петропавловске
Вместе с тем наделять проверяющих какими-то полномочиями карать и штрафовать – это соблазнять их коррупционными рисками. Очень уж заманчиво в обмен на какие-то личные блага закрыть глаза на потенциальный вред для тысяч соотечественников.
Место борца за правду вакантно?
Но что тогда? Как обеспечить казахстанцев безопасной едой, качественной одеждой и прочими благами цивилизации? Как уверен Рахим Ошакбаев, здесь не обойтись без лидера общественного мнения.
– Техническое регулирование – это один из важнейших инструментов экономической политики государства, не говоря уже о вопросах элементарной безопасности. Если смотреть на проб-лему очень широко, то в Казахстане, по сути, не хватает мощной структуры по защите прав потребителей. Да, есть Национальная лига потребителей во главе с экс-депутатом Светланой Романовской, но их активности объективно не хватает на всю страну. Должна быть структура, столь же мощная, как НПП. Да, “Атамекен” многие критикуют, но с тем, что это мощная сила, способная поднять и пролоббировать тот или иной вопрос, никто не спорит. Насколько я знаю, очень нуждается в спарринг-партнере по этим вопросам само правительство. Нужен кто-то, кто компетентно, настойчиво и на постоянной основе проводит обзор защиты прав потребителей. Я уверен, что буквально за полгода такой лидер смог бы завоевать авторитет представителей всех ветвей власти и влиять на политику в этой сфере, – прогнозирует Рахим Ошакбаев.
По мнению эксперта, защита прав потребителей – весьма перспективная ниша для лидеров новой формации, которые только ищут применения своим способностям. Казахстан превратился в свалку для опасных и некачественных продуктов
Спасение утопающих
Президент РОО “Национальная лига потребителей Казахстана” Светлана РОМАНОВСКАЯ смотрит в будущее с меньшим оптимизмом.
– Я уже 25 лет в этой сфере, и у меня складывается впечатление, что если бы в Казахстане не было потребителей, то было бы счастье. Потому что их права нарушаются сплошь и рядом и, что важно, люди даже не пытаются искать справедливости. При этом огромное количество наших граждан просто уезжают из страны, потому что не чувствуют себя здесь защищенными. Конституция гарантирует нам всем безопасность, но это ведь не только соблюдение правопорядка, это безопасность пищевой продукции, медицинских услуг и так далее, – говорит она.
Будучи депутатом, Светлане Романовской удалось на законодательном уровне пролоббировать несколько важных аспектов защиты казахстанцев. Так, был создан соответствующий госорган, упрощен процесс подачи заявления в суд на недобросовестных бизнесменов и прописана необходимость проведения собраний по защите прав потребителей дважды в год. Но реализованы инициативы были так, как есть.
Суды по-прежнему чаще встают на сторону бизнесменов, профильный госорган не имеет никаких карательных полномочий, и даже собрания превратились в фикцию:
– На первом таком заседании в этом году я выступала, обозначила проблематику этой сферы. В конечном итоге нам пришли просто отписки. А на второе нас даже не позвали. Я обращалась в курирующий госорган, мне сказали, что мы там не нужны, потому что будут рассматриваться в основном вопросы антимонопольного законодательства, – сетует Светлана Романовская. Алматинцы едят продукты, вызывающие онкозаболевания и влияющие на потенцию
Что будет дальше, защитник потребителей пока не знает, но очень надеется, что ситуация все же выправится. Со следующего года членство в лиге будет бесплатным, возможно, это привлечет дополнительную аудиторию и заставит население активнее бороться за соблюдение своих прав на качественные товары и услуги.
Главное, чтобы выжили…
АСТАНА