Для населения Караганды после праздников – с 13 мая – началась ежегодная “черная полоса”. “Черная” – как синоним слова “грязная”, ибо электроэнергия с января нынешнего года выросла в цене, а значит, и ежедневное мытье становится роскошью. Впрочем, каждый год, по словам продавцов бытовой техники, примерно в это же время спрос на электротитаны неуклонно возрастает. Карагандинцы, смирившись с реальностью, пытаются приспособиться к условиям, которые им диктует монополист.
– А что делать, – разводит руками жительница Караганды Лидия БОБКОВА. – Каждый год после отопительного сезона запасаемся тазиками, большими кастрюлями для нагрева воды, так и живем. Можно было бы порадоваться экономии – месяц не платить за горячую воду, но не получается – за электричество набегает еще и больше.
В этом году ТОО “Теплотранзит Караганда” проявило милость к горожанам и “отодвинуло” отключение горячей воды на один день из-за того, что ТОО “Караганды Су” наметило отключение холодной воды на 12 мая. Руководство компании-монополиста решило, что оставить карагандинцев совсем без воды – негуманно. И на том спасибо!
Известный в городе общественный деятель, экс-депутат четырех созывов городского маслихата Дмитрий БОЙКО считает, что ежегодные долгосрочные отключения горячей воды – это произвол монополиста:
– Мы все сегодня – рабы монополистов. Они творят что хотят – выносят счетчики за пределы жилых помещений, не проводят общественных слушаний по изменению тарифов и т. д. и т. п. А то, что каждый год нас на 1,5–2 месяца оставляют без горячей воды, заставляя греть в бачках воду и мыться из тазиков, – это никуда не годится!
Вообще, по этому поводу у карагандинцев накопилась масса вопросов. Так, в период с момента окончания отопительного сезона и почти до самого отключения горячей воды во многих квартирах вода, текущая из “горячего” крана, горячей была только номинально. Реальная ее температура близка к комнатной. Звонки с жалобами были безрезультатны. С того конца провода бесстрастный женский голос отвечал: “Ничего не знаю, вода должна быть горячей, наши приборы показывают температуру в 55 градусов”. Требования приехать и замерить температуру воды в квартирах, как и доводы, что требовать плату за эту воду как за горячую, – нарушение прав потребителей, ничего не давали.
– Горячая вода, которая у нас поступает в квартиры, градусов на 30–40 нагревается при получении электроэнергии на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3, – поясняет Дмитрий Бойко. – Мы платим за нагрев до 50–80 градусов, а она была уже нагрета до 30–40 градусов от получения электроэнергии. Никто ничего не делает для того, чтобы учесть эту разницу в температурном режиме при установлении стоимости. В общем, беспредел – “коммунальное иго”, и конца-края не видно, когда это закончится.
В компании “Теплотранзит Караганда” в ответ на наши расспросы о целесообразности ежегодных длительных неудобств для карагандинцев призвали не драматизировать ситуацию. Начальник диспетчерской службы ТОО “Теплотранзит Караганда” Николай ДОЛГУШИН выдал стройную, но совершенно туманную формулу:
– Отключение горячей воды в Караганде проводится для соблюдения правил техники эксплуатации, чтобы провести испытания на гидравлическую плотность.
– И на проведение этих испытаний каждый год требуется месяц-два?
– Это зависит от протяженности сетей.
– А как же эти испытания проводятся в крупных городах, таких как Астана и Алматы, где протяженность сетей не меньше нашей?
– Это зависит от схемы расположения трубопровода. Если схема универсальная, можно переключиться на другой трубопровод. Мы можем лишь в одну сторону подавать отопление.
– Почему много жалоб на то, что из горячего крана бежит отнюдь не горячая вода?
– У нас нет циркуляционной схемы для горячего водоснабжения, подаем по одной нитке.
– Как же все-таки избежать ежегодных отключений горячей воды в Караганде?
– Нужно провести реконструкцию сетей и их улучшение.
Что же, они – специалисты, им виднее. Но старожилы города скептически относятся к доводам компании-услугодателя. Во времена Союза о ежегодных отключениях горячей воды и не слышали. А сети-то были те же самые…
Караганда