Почему в этом году отдых для многих казахстанцев на озере Иссык-Куль обернулся разочарованием

Еще бы. Собираясь с тремя маленькими детьми на длительный отдых за границу, кроме двух огромных чемоданов с личными вещами в багажник пришлось упаковать подгузники, коробки с соками и детским питанием, аптечку, кучу игрушек. Дополнял картину большой пляжный зонт.

– Давайте произведем досмотр личных вещей, – грубо скомандовал сержант.

– В смысле? Вы все вещи хотите досмотреть? – удивилась я.

На часах около семи утра, заспанные дети недоумевают.

– Что именно вы хотите проверить? Вы же спросили, не везем ли мы запрещенные вещи? Я ответила, что не везем.

– Всё! – ответил сержант. – И чем дольше вы будете со мной разговаривать, тем дольше мы тут будем с вами стоять.

Всем своим видом представитель силовой структуры дружественной страны демонстрировал, “кто в доме хозяин”. На его лице застыла победная полуулыбка.

– Отлично. Где ваш начальник? Я хочу, чтобы он присутствовал при досмотре. Мало ли что, – попросила я его.

Сержант не понял, зачем я требую пригласить начальника и замер секунд на двадцать. Просьбу пришлось повторить два раза.

Начальник КПП “Токмок-Автодорожный” (с казахстанской стороны – КПП “Акжол”) собирался минут двадцать. Видимо, крепко спал, потому как вышел на балкон неглиже и со второго этажа пытался выяснить, по какой причине прервали его утренний сон.

– Будьте добры, спуститесь. Очень хочется с вами познакомиться! – пришлось кричать ему.

Пока тот собирался, я начала выкладывать содержимое багажника на асфальт – коробки с молоком и печеньем, коляску, зонт и раскладной стол, подгузники, горшки, ведра с лопатками и формочками для песка, аптечку. До чемоданов было еще далеко.

– Вам действительно всё вытащить? Вы серьезно хотите увидеть каждую вещь? – спрашиваю сержанта, все еще не осознавая происходящее. – Как же так? Вы видите, что я еду с тремя детьми, младшему всего два года, и он хочет спать. Где же ваше “Добро пожаловать на Иссык-Куль!”. Где в конце концов ваша умная собака, которая в два счета узнает, везем ли мы запрещенные вещества? Или вы среди подгузников и горшков хотите обнаружить контрабанду?

– Что здесь происходит? – интересуется подошедший начальник смены.

– Вот, господин майор, как вы дорогих гостей встречаете. Заставили все вещи на грязный асфальт выставить и даже особого интереса не проявили. Стоит ваш подчиненный и, упиваясь служебным положением, развлекается таким образом. Скучно ему, видимо, здесь утром службу нести. Делать нечего. Туристов особо не наблюдается.

– Вы на Иссык-Куль направляетесь? – интересуется офицер-пограничник. Почему путь к любимому Иссык-Кулю из года в год не становится легче

– Да. На Иссык-Куль. Деньги свои едем к вам тратить.

– Наши пограничники у вас требовали деньги или намекали на взятку? – почему-то спросил он.

Может быть, потому что я демонстративно попросила сына набрать номер “горячей линии” МИД Кыргызстана и уже намеревалась высказать им свое дружественное “фи”.

– Нет.

– Тогда, извините, собирайтесь, и… счастливого пути!

– Как это собирайтесь? Я уже до чемоданов добралась. Давайте уже всё посмотрим. У меня там столько вещей, до вечера досматривать будете.

– Нет, не надо. Счастливого пути! – повторил майор.

– Слушайте, мне вот интересно, – упаковывая вещи обратно в багажник, я продолжала диалог, – насколько я знаю, в пограничной и таможенной службах работают не просто офицеры-солдафоны. Вы ведь должны быть отменными психологами. По поведению и разговору вычислять предполагаемых нарушителей. Что вас насторожило в нашем случае? Трое детей, полный багажник домашних и детских вещей. И вообще, это от вас контрабанду везут, а не обратно.

– Еще раз приносим извинения за неудобства. Будете ехать обратно, проезжайте через наш пункт.

Это вряд ли. Мало того что мы потеряли как минимум час на КПП, так еще и потрепали нервы, объезжая рытвины и канавы с родной стороны. В приграничном районе Жамбылской области дороги такие, что ездить по ним опасно для жизни – в прямом смысле этого слова. Помню, как ехали по ней лет пять назад и удивлялись ее непотребному состоянию. Трасса, между прочим, стратегического направления.

Мало того что туда-сюда по ней туристы в летний сезон гоняют, так еще и погранпосты и заставы через каждые 20 километров стоят. То ли некогда властям дорогами заниматься, то ли лень. Но за пять лет ямы и канавы стали глубже и шире.

Отдых для миллионеров

Не успели мы встать на трассу, как нас ждал еще один неприятный сюрприз. В этом году по всей автодороге Бишкек – Чолпон-Ата поменяли дорожные знаки.

Теперь быстрее 60 километров в час разгоняться нельзя. Более того, на некоторых участках скорость ограничили до 30–40 километров в час.

Следят за этим строгие киргизские полицейские. В этом году по пути к отелю мы насчитали 11 дорожных патрулей. Все, как один, стояли за кустами и поворотами. В общем, доблестно и самозабвенно следили за безопасностью на вверенном им участке.

Этот туристический сезон на Иссык-Куле начался, по мнению отельеров, позже обычного на месяц. Из-за холодного и дождливого июня. Возможно, это и стало причиной резкого повышения цен на товары и услуги в целом по всему побережью.

Для казахстанцев, путешествующих на своих автомобилях, сюрпризом стали цены на бензин. 225 тенге за литр Аи-92 против 159 тенге на заправках Алматы.

Резко возросли цены на лекарства, продукты питания и пляжные развлечения. Местное население таким образом пытается компенсировать полтора месяца затишья. 1 000 тенге килограмм черешни и 3 500 тенге небольшая копченая форель. А если учесть, что в июне киргизская валюта – сом в Казахстане подорожал до 5,2 тенге, то отдых на Иссык-Куле в этом году можно смело отнести в разряд “очень дорогих”.

– Не приедем сюда больше, – разочарованно говорит Алексей, бизнесмен из Алматы, – 400 долларов в сутки мы заплатили за двоих взрослых и четверых детей. Не стоит этот отдых столько. Я в Турции в хорошем отеле могу отдох­нуть за эти деньги. У нас горячей воды все десять дней в номере не было. Не доходила она до четвертого этажа.

Цены бешеные. На пляже – бардак. Вроде отель такой, лучший на побережье. Должен быть какой-никакой порядок. А здесь постоянно пьяные компании, куда ни посмотри.

Потому что за 500 сомов впускают на территорию всех подряд, не смотрят – пьяные или трезвые. Лишь бы платили.

Прямо противоположного мнения придерживается глава семьи из Узбекистана. Генерал в отставке Мутал Сафаев вывез на отдых внуков. Больше всего он в восторге от еды и воздуха.

Узбекский гость, к слову, на пляже пьяных компаний не заметил. Более того, он считает, что в отеле порядок в отличие от других мест.

Здоровье на год

Мы приезжаем на Иссык-Куль уже четырнадцатый год подряд. Это стало семейной традицией. Холодная вода, из которой детей не вытащить, звенящий чистый воздух и экологически чистые овощи-фрукты прямо с грядки заставляют собирать чемоданы и ехать за здоровьем.

Каждый год мы ждем, что сервис на побережье улучшится, придет какой-нибудь инвестор и построит отель, соответствующий мировым стандартам. Но он всё не приходит, сервис падает, цены растут. Очень жаль, правда.

Алматы