Почему в будущем нет никаких перспектив в междугородных перевозках в Казахстане

Корреспондент “КАРАВАНА” заглянул за кулисы междугородных пассажирских перевозок. И за 350 километров от Алматы выложил вопросы коллег-пассажиров директору ТОО “Канатжан и К” из города Саркана Жалелу САСАНБАЕВУ. Он междугородными перевозками занимается 43 года и не видит ничего хорошего для пассажиров в будущем.

– Жалел Болатханович, может быть, так не везде в Казахстане, но почему в Алматинской области билет “туда” стоит одну сумму, а “обратно” – другую, причем разница ощутима?

– Стоимость билета на дистанцию определяет только перевозчик, на ней работающий, больше цена никем не регулируется. Поэтому, если отрезок дороги один, а перевозчиков двое или больше, вполне возможно, цена на билеты будет разная. Это, однако, не означает, что мы можем назначать любую цену – приходится и на соседей, таких же перевозчиков, ориентироваться, и тендеры выигрывать.

Как сесть в автобус…

– У пассажира, стоящего на вокзале Талдыкоргана, не говоря уже о райцентрах, есть в распоряжении кроме прямых еще и проходящие в том же направлении автобусы. Но билеты на них продаются, только когда приходит автобус. Можно ли вообще на эти автобусы рассчитывать?

– В большинстве случаев можно, время прибытия этих автобусов указано в расписании любой автостанции, водители обязаны туда заезжать. Порой может случиться, что мест в автобусе нет, выходящих пассажиров также нет – в этом случае водитель в какой-нибудь райцентр или аул может и не заехать. Но так случается нечасто. Обычно места есть всегда, и сам водитель заинтересован в пассажирах. В советское время автобусы ездили, без преувеличения, по минутам, если приехал в какую-нибудь Андреевку на полчаса раньше, будешь эти полчаса в дополнение к положенному на остановку времени стоять.

Сейчас расписание на маршрутах соблюдается далеко не так строго, да и составлено оно с расчетом на то, что пассажиры где-нибудь в Сарыозеке только покурят да в туалет сходят.

Но что еще нужно человеку в дороге? А время в пути, особенно на дальних рейсах, к примеру Алматы – Усть-Каменогорск, сократилось вдвое. Путешествие из пункта А в пункт Б

– Можно ли в принципе купить билеты на два первых места? Мне это никогда не удавалось, а в одном из райцентров заявили, что эти места всегда “автоматически” бронируются для акимата и потому билет на них – если повезет – можно купить только перед самым отходом автобуса.

– Придите на вокзал заранее, заплатите немного больше и купите места, какие желаете. Однако если мне чуть раньше вашего прихода позвонили из акимата, отдела образования или еще откуда и попросили оставить два первых места, я, конечно, пойду навстречу, и билетов вам не достанется. А сейчас, в сезон отпусков, о местах лучше позаботиться заранее. Кстати сказать, на любом автовокзале (а у меня и в каждом автобусе на всеобщем обозрении) есть телефоны для жалоб и предложений. Мне, например, нечасто, но с жалобами звонили.

– Если автобус сломался ночью в глухой степи?

– Это бывает, но редко. За автобусами следят сами водители, которым гораздо выгоднее ездить, чем на ремонте стоять, из-за того что лишний раз в движке не покопался. Если же поломка случилась, ведь автобусы все очень старые, вас будут выручать. Все водители, пусть даже из разных предприятий, на отрезке трассы километров, допустим, в 500, имеют связь между собой, диспетчерами, своими руководителями. Обязательно остановится идущий в том же направлении – в этом случае конкуренты друг друга выручают. Может быть, вышлет еще один автобус родное предприятие. Конечно, приедете с опозданием, но вряд ли оно будет большим.

– Вроде бы перевозчик обязан страховать жизнь и здоровье пассажира…

– Страховка входит в стоимость билета.

Если в дороге случится ДТП и кто-то пострадает, автотранспортное предприятие полностью возместит расходы на лечение – по чьей бы вине ни случилась авария.

То же самое касается утери багажа – если он сдан в багажный отсек. Естественно, те, кто предпочитает заплатить водителю, а не в кассу или перевезти объемный багаж по договоренности с шофером, страховое возмещение не получат.

– Летом действует рейс Алматы – Красноярск. Но это ведь несколько тысяч километров! Как такое могут выдержать водители и, самое главное, пассажиры?

– На самом деле он организован вовсе не для тех, кто желает попасть из Алматы в Красноярск непременно на автобусе. Таковых оригиналов не сыщешь. Этот рейс, правда, не междугородный, а сейчас, получается, международный. Едут двое водителей, спят на занавешенных передних сиденьях. Пассажиры, проехав свои 300, 500, 700 километров, меняются. На российской территории все то же самое. Там, тем более в Сибири, к нам относятся нормально или с любопытством, как к экзотике, – автобус с юга! Из Казахстана!

… и что найдешь внутри

– Лет десять назад в автобусах показывали фильмы. Ныне телевизоры висят как украшение?

– Если рейс в ночь, то телевизор не включают – после такого сервиса пассажиры в возрасте начинали жаловаться. Ну а днем всё зависит от вашего перевозчика. В моих автобусах эта техника в исправности.

Касаемо туалетов в автобусах – действительно, в некоторых они есть. Но поймите правильно – зачем они нам?!

Надо запас воды держать, ухаживать за ними, тогда как на любой автостанции есть туалет. Если уж так случилось, попросите – водитель без единого слова остановится на трассе.

– Если поломки – неприятность нечастая, то в порядке вещей – дверца, которая закрывается только с помощью водителя. Боковое стекло из непрозрачного пластика, сквозь который ничего даже днем не видно. Сиденья, которые почти не откидываются. Есть хоть какой-то комфорт, за который ты заплатил вперед, а тебе ехать всю ночь?

– Комфорт в салоне во многом зависит от совести конкретного перевозчика. Это уж как повезет, к сожалению.

Но скоро проблема старения автобусов встанет жестко. Они не предназначены для наших дорог. Они, без преувеличения, рассыпаются.

И рассыпались бы уже давно, но мы их разбираем практически полностью, переделываем, укрепляем. Это продлевает им жизнь, какие-то запчасти покупаем здесь, какие-то в Турции. Дело не в грошовой экономии перевозчиков: легче поновее технику купить, чем постоянно ремонтировать старую. Но сейчас ни я, ни даже мои коллеги из Алматы не можем позволить себе купить те самые подержанные “Сетры” и “Неопланы”. После новых правил ввоза в Казахстан подер­жанной автотехники это стало невозможно. Пять лет назад новый автобус, допустим, в Германии стоил 420 тысяч долларов. Никто их не брал, ведь такой же с пробегом стоил в пределах 20 тысяч! Какова их стоимость сейчас, я даже не знаю, в Казахстан все равно не ввезешь. По дорогам Казахстана продолжают ездить автобусы-убийцы

Брать новый автобус в лизинг – не хватит никакой прибыли с нашими банковскими процентами. Поднимать цены нельзя: вы заметили, что стоимость горючего растет и растет, а цены на билеты – нет?

Я вплотную, очень внимательно интересовался китайскими автобусами – это не выход. Они на наших дорогах с гарантией рассыплются в прах через два года. Плюс они очень жесткие. До сего времени мы не жаловались, никакой помощи у государства не просили, и оно не вмешивалось в наши дела. Но теперь, после введения новых таможенных правил, мы сами эту проблему не решим.

– Обычно всегда недовольны пассажиры – водителями, кассирами, владельцами автобусов… А возникают ли претензии у водителей к пассажирам?

– Возникают. К тому, что после каждого рейса приходится убирать из салона самые разные бутылки и немало другого мусора, водители привыкли.

Но, бывает, возле заднего сиденья валяются использованные презервативы, а подголовники применяются совсем не по назначению. Пассажиры задних сидений могут и помочиться.

Был случай, когда в салоне вдруг возникла прямо-таки нестерпимая вонь. Причину найти так и не смогли, пришлось ехать и терпеть, выяснилось всё только на месте, когда все пассажиры вышли.

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ