Почему в авиационной отрасли Казахстана "пахнет" керосином

Увы, только очередная трагедия заставила вновь поднять вопросы безопасности в небе и на земле.

Участники прошедших в Алматы общественных слушаний высказали мнение о неэффективной работе госорганов, в частности, авиационной прокуратуры, комитета гражданской авиации. И о том, что руководство отраслевого комитета также должно нести уголовную ответственность за все безобразия.

– По факту у нас никто ни за что не отвечает – ни за “летающие кастрюли”, ни за строения вокруг аэропорта! – резюмировали собравшиеся.

Пока правительственная комиссия расследует причины крушения “Fokker-100” авиакомпании “Bek Air”, 27 декабря 2019 года, унесшего жизни теперь уже 13 человек (в минувший вторник скончался второй пилот воздушного судна), у казахстанцев накопилось множество вопросов к тем, кто должен следить за порядком в авиационном хозяйстве.

Жаль, что на прошедшие слушания не пришли руководители Алматинского аэропорта, представители авиационной администрации РК, транспортные прокуроры.

Больше двух часов члены общественного совета, журналисты и просто неравнодушные граждане обсуждали: что происходит в отрасли, где корень зла.

А у меня случился “день сурка” – за последние несколько лет я уже побывала на похожих мероприятиях, где озвучивали все те же беды: неэффективный контроль комитета гражданской авиации за безопасностью полетов, дефицит профессиональных кадров в управляющем органе, застройка территорий и нахождение мусорных свалок, сельхозугодий вблизи аэропортов и др. Думаете, что-то изменилось? Какой-то авиационный фатум, ей-богу!

Не доверяя собственной памяти, полистала подшивку “КАРАВАНА” с 2013 года.

В феврале 2013-го тогдашний министр транспорта и коммуникаций Аскар ЖУМАГАЛИЕВ встретился в южной столице с авиаторами. Встреча посвящалась проблеме безопасности полетов после трагического происшествия с самолетом авиакомпании “Скат”, разбившимся 29 января 2013 года под Алматы (Красное Поле). Признаться, после услышанного сложилось впечатление системного кризиса авиационной отрасли (“Я от агашки”. Кто рулит казахстанской авиацией?”, “КАРАВАН” от 18 февраля 2013 года).

После был ряд прокурорских проверок – и снова обнаружены нарушения (“Черные списки казахстанской авиации. Кто и почему?”, “КАРАВАН” от 27 июня 2014 года).

“Полный провал госполитики в области безопасности полетов”

– Ни в одном выступлении не слышим, что комитет гражданской авиации несет ответственность, – заметил председатель комиссии общественного совета по вопросам предпринимательства, экологии и городской мобильности Борис ДЖАПАРОВ. – В прошлом году образовалось новое АО со 100-процентным участием государства – “Авиационная администрация Казахстана”. Руководство – иностранцы. А за что они отвечают? Специально зашел на сайт авиационной транспортной прокуратуры Алматы. Там висит фотография начальника. Больше никаких данных. Мы приглашали представителей прокуратуры на слушания, обозначили, что нас не интересуют подробности следствия. Хотели узнать, как они участвуют в обеспечении авиационной безопасности аэропорта. Не пришли. Скорее всего, свою миссию видят в чем-то другом…

Эксперты, к которым мы обращались, считают: все беды в отрасли начались с сокращения министерства транспорта. Все функции свели в комитет гражданской авиации, который возглавляет выпускник вуза с экономическим образованием.

Кого там только не было – постоянные скандалы вокруг этого ведомства в прессе…

– Далее авиационная администрация заявляет, что у самолетов “Bek Air” якобы бежит масло, топливо, – продолжает Борис Аликенович. – Куда смотрели, когда выдавали сертификат? Если подытожить, то всё это говорит о полном провале государственной политики в области обеспечения безопасности полетов. И должностные лица должны нести ответственность! А не только пилотов сделать крайними и на них списать всё.

“Почему аэропорт не остановил полеты, не сказал – уберите строения?”

К аэропорту Алматы тоже немало вопросов – была ли произведена в полном объеме обработка разбившегося “Fokker-100” противообледенительной жидкостью, что это за вещество? Есть ли свои службы экстренного реагирования на ЧП? В целом какова зона ответственности воздушной гавани за безопасность полетов, несанкционированные застройки? На большинство вопросов руководитель пресс-службы Наталья СОКОЛОВА была не уполномочена отвечать.

По поводу обработки самолета (версия обледенения рассматривается в числе других причин крушения воздушного судна) она сообщила: противообледенительные мероприятия выполняются в том объеме, на который подает заявку командир воздушного судна.

Жидкость имеет все сертификаты. В тот злополучный день ею обрабатывали и другие вылетающие самолеты.

Да, на случай экстренных ситуаций в воздушной гавани работает собственный отряд СПАСОП (служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов). Он и прибыл первым к месту крушения лайнера “Bek Air”.

Выступавший на заседании начальник департамента по ЧС Алматы Серик АУБАКИРОВ дал поминутную полную раскладку – как действовали службы экстренного реагирования после того, как поступил сигнал о ЧП с самолетом. По его словам, все сработали оперативно, нареканий к ним нет. Он также затронул вопрос строительства пожарного депо на Кульджинском тракте, поближе к стратегическому объекту – аэропорту. Что интересно, данный вопрос обсуждался чеэсниками еще 5–7 лет назад. И этот “выстрел” был холостым!

Аэропорт со всех сторон оброс поселками, незаконными помойками и точками продажи овощей – и об этом, представьте, авиаторы, прокуроры говорили еще в 2011–2012 годы.

Ну а “КАРАВАН” не раз писал о последствиях этой беспечности (см. материалы “Вороны атакуют самолеты” от 5 октября 2012 года; “В аэропорту Алматы стая ворон остановила взлетающий самолет” от 2 августа 2018 года).

По поводу дома, в который врезался борт “Bek Air”, Наталья Соколова сообщила, что аэропорт не выдает разрешения на строительство и не может его запретить. Его сотрудники есть в составе комиссии по контролю за деятельностью, которая может угрожать безопасности полетов. Переписку со всеми ведомствами аэропорт ведет много лет.

– Почему аэропорт не остановил полеты, не сказал – уберите, иначе мы не будем летать? Почему не обратились в прокуратуру, к Президенту? – возмутился председатель общественного совета Рахман АЛШАНОВ.

Подвергнуть проверке все борта авиакомпаний РК

– После всего сказанного укрепился во мнении: уголовную ответственность должны нести представители комитета гражданской авиации РК. И не только руководители “Bek Air”, но и акционеры, которые заставляли авиакомпанию экономить на всем, – подытожил член общественного совета, наш коллега Сергей ПОНОМАРЕВ. – Очень важно решить вопрос выплаты страховки, компенсации семьям погибших и пострадавшим. Осталась семья – мама и трое детей. Погибший в авиакатастрофе супруг в прошлом году получил кредит на квартиру. Теперь вдова не может его выплачивать – у нее зарплата ниже, чем ежемесячный взнос. "Взял кредит, чтобы рассчитаться с ними": бывший пилот "Бек Эйр" откровенно рассказал, что творилось в авиакомпании

Банк не рассматривает возможность компенсации в полном объеме, отписывается. В то время как другой банк погасил все потребительские кредиты пострадавшим в катастрофе. Вот такие разные подходы…

Вопрос выплаты компенсаций – весьма болезненный, и к нему мы еще вернемся.

Рабочая группа по итогам заседания выработала рекомендации, которые будут направлены в акиматы, министерства, Главную транспортную прокуратуру. А также – Президенту РК. Остановились на следующем: поддержать выделение земельного участка и строительство пожарного депо на пересечении улицы Бухтарминской и Кульджинского тракта.

Акимату Алматы и Талгарского района направить письмо – проверить законность выделения земельных участков для индивидуального жилищного строительства на приаэродромной территории. Комиссии провести инвентаризацию жилых строений для выявления источников опасности. Международной экспертизе подвергнуть борта всех казахстанских авиакомпаний и так далее.

Алматы