Почему у нас можно воровать по закону?

Нынешние процедуры усложняют жизнь тем, кому и так нелегко. Зато облегчают условия получения денег тем, кому тяжело и не было.

Например, в конкурсе социальных проектов местные управления в конце каждого года собирают предложения от НПО по проведению мероприятий на год следующий. И на самые актуальные потом объявляются закупки. Что получается в итоге? Допустим, одно НПО разработало довольно интересный проект, расписало механизм его реализации и предоставило на суд ведомства. Чиновники посчитали проект интересным, объявили конкурс, где участвуют все кому не лень. Естественно, до упора снижая цены. И честь выполнить госзаказ зачастую предоставляется совершенно другой организации, которая проводит проект с одной целью – отбить деньги. Нет того замысла, того творчества и вдохновения, с которыми компания-инициатор разрабатывала его. Кто от этого выиграл? Вот здесь бы заключить с новаторами соглашения из одного источника, но нет – фактически система госзакупок позволяет воровать ваши идеи. А ведь суммы финансирования там – всего несколько миллионов тенге.

Теперь другой момент.

Из одного источника в прошлом году жамбылские управления – образования, молодежной политики и так далее – заключили многомиллионные соглашения с компанией ТОО “BENEDIXIMUS”, которая якобы владеет исключительными правами на создание мобильных приложений.

Например, приложение для школьников, малышей детского сада и прочие – обошлись в бюджету в 200 с лишним миллионов тенге. Приложение для волонтеров – 65 миллионов тенге. И так далее. То есть суммы довольно внушительные, которые в Жамбылском регионе почему-то отрабатывает одна компания, обладающая эксклюзивным правом на то, что могут сделать и другие разработчики.

Может быть, эта компания так дорого берет за изготовление приложений потому, что больше никто не умеет? Так нет же! Оказалось, в республике таких умных айтишных компаний немало, но вот они отрезаны от госзаказа из-за пресловутого прямого закупа из одного источника.

Но даже не это главное. Пока в обществе шли споры, нужны ли все эти приложения молодежи вообще (например, приложение для волонтеров скачали всего около сотни раз, а за фиктивно принятое в работу приложение “Открытый акимат” заведено уголовное дело), один из таразских предпринимателей заявил: мобильное приложение для турникетов, заказанное у другой казахстанской компании, обошлось ему всего в… миллион тенге!

Получается, что жамбылские чиновники в сотни раз переплачивают за услугу?

А ведь вместо этих мобильных приложений можно было понастроить дорог и тротуаров, привести в порядок улицы и кварталы, установить освещение в темных переулках. Но никто даже не удосужился выяснить, сколько реально стоит изготовить мобильное приложение.

Конечно, на самом деле проблемы госзакупок только “одним источником” не ограничиваются. С тех самых пор, как профильный закон начал работу, участники рынка не раз говорили, что снижение цены, которое стало главным критерием определения победителей, – это тупиковый путь в никуда. Но до сих пор государство никак на это не отреагировало. И теперь происходят удивительные вещи. Проектная организация определяет смету того или иного объекта. Например, стоимость строительства многоквартирного дома должна составлять 300 миллионов тенге. Считали проектировщики, сметчики, инженеры. Эту цену государство и выставляет на тендер – может, кто-то построит дешевле?

Нормальная, уважающая себя компания сразу поймет, что здесь придется минимум потратить 280 миллионов тенге, если исхитриться. Но какая-то левая организация дает цену в 200 миллионов тенге и выигрывает!

Дальше начинаются гонки – поиск любых субподрядчиков, дешевой рабочей силы, готовой работать без трудового договора и, самое главное, – жесточайшая экономия на строительных материалах.

С горем пополам объект все-таки сдается государству. А потом начинаются репортажи журналистов со свалившимися балконами, огромными трещинами в стенах здания, провалившимися на этаж ниже унитазами и так далее! Жители жалуются на горе-строителей, но местные чиновники только руками разводят. Закон-то на их стороне. А реформаторы в это время придумывают, что бы еще изменить. Но пока легче от их усилий не становится. А жить-то нам.

Жамбылская область
shuhrat1978@bk.ru