Почему туризм в Казахстане может опять стать яблоком раздора между властью и обществом

В мажилисе обсуждается законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам туристской деятельности”. Среди прочих корректировке будут подвергнуты законы РК “Об особо охраняемых природных территориях” и “Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира”. Среди внесенных предложений заметно выделяются два.

В Закон об охране животного мира посчитали необходимым ввести понятие трофейной охоты, то есть охоты с целью получения трофея.

Это кажется странным. Разве у любой охоты, кроме промысловой, есть другая цель? Человек заряжает ружье, идет в лес, возвращается с дичью на поясе – это его трофей. С чего бы законотворцам лишний раз бумагу марать? Оказывается, поправка озадачила и специалистов природоохранных организаций.

– Введение понятия “трофейная охота" абсолютно бессмысленно, – считает директор по науке Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия Сергей СКЛЯРЕНКО. – Очевидно, таким образом хотят узаконить охоту на редкие виды животных. Она есть и сейчас, но в очень ограниченном виде – 2–3 случая в год, когда каким-нибудь высокопоставленным лицам из стран Персидского залива позволяют добыть дрофу-красотку, к примеру. Каждый случай такой охоты рассматривается отдельно. Постоянного разрешения на нее не существует.

Регулярная охота на редких животных ведется в бедных странах, которым не под силу охранные мероприятия. Известно, какие отрицательные последствия она имеет для крупных зверей: из природы изымаются лучшие самцы-производители. Конечно, сейчас говорят об охоте на самцов нерепродуктивного возраста. Но это звучит, откровенно говоря, несерьезно. Когда там самец перестал размножаться – никто не знает. Да таких экземпляров и не наберется много. А заработать хочется всегда (охота, например, на горных баранов – дорогое удовольствие), и в ход пойдут любые привлекательные для охотника взрослые особи. Плодитесь и размножайтесь: почему дичь можно чаще встретить в Европе, а не в огромном Казахстане

Депутат Т. ХИТУОВ в работе над законопроектом превзошел всех. Он предложил наделить комитет лесного хозяйства и животного мира правом на разработку правил проведения аукционов и определения лимита (квот) на изъятие редких видов, и даже критерии определения оператора программы по редким видам.

– То есть фактически делается попытка превратить охоту на редких животных в систему. Какие же они тогда редкие? Если численность вида достаточна для системной охоты, то этот вид должен быть исключен из списка краснокнижных. А если он все-таки под угрозой исчезновения, то так, как предлагает депутат, с ним поступать нельзя. Это просто дико.

Устойчивая схема охоты, да еще и с монополией (единый оператор), не стимулирует восстановления популяций редких видов. Как раз наоборот: она стимулирует удержание этих видов в Красной книге, чтобы охота на них продолжала оставаться востребованной и приносила контролируемый максимальный доход. По нашему мнению, эта поправка должна быть отклонена безоговорочно, в том числе и как потенциально коррупционная, – говорят в ассоциации.

Кстати, против нее высказались депутаты В. Косырев, А. Кожахметов, С. Бычкова, П. Казанцев, С. Имашева.

Тот же Т. Хитуов, но уже в компании со своим коллегой С. Каныбековым, предлагает разрешить охоту в национальных парках. Не так давно, всего 3 года назад, ее полностью запретили, и это расценивалось как безусловное достижение Казахстана. И вот те на!

– Теперь пошел откат, который мотивируют необходимостью развития туризма, – говорит Сергей Скляренко. – Вводится понятие пользования животным миром в туристских целях. И опять: если имеется в виду “посмотреть, сфотографировать”, то для этого незачем менять закон. Очевидно, под пользованием депутаты понимают изъятие животных (попросту говоря, отстрел. – Ред.) Но этого нельзя допускать! Нацпарки содержатся за счет госбюджета, и люди – налогоплательщики – должны иметь возможность видеть там непуганых животных. А охотой пусть занимаются охотхозяйства – это их хлеб. Народные избранники договорились уже и до организации любительской охоты на разведенных в вольере (в нацпарках. – Ред.) животных. Что это значит? Кто так охотится? Я расцениваю все это как попытку узаконить охоту на редкие виды и считаю, что данные поправки депутатов надо отклонить.

Пока законопроект продолжают рассматривать в рабочей группе.

Надежда СИДОРЕНКО, АЛМАТЫ