Почему же трехъязычие не нашло свое место в нашей стране и обществе? Насколько мы далеки или, наоборот, близки к общему владению казахским, русским и английским языками? Какую значимость имеет трехъязычие для нас? Какие меры необходимо принять для достижения этой цели? Ответы на эти вопросы журналист Caravan.kz узнавал у отечественных экспертов.
«Наверное, многие родители мечтают о том, чтобы их дети владели несколькими языками одновременно, - отметила преподаватель английского Нина Дерябина. - Так и трехъязычие – в нашей стране речь идет о владении казахским, русским и английским языками – является идеей, которая живет в умах и сердцах многих родителей. Я часто слышу от родителей своих учеников слова о том, что они стараются обучать своих детей всем этим трем языкам. Однако, к сожалению, статистика свидетельствует о том, что трехъязычие не получило широкого распространения, не прижилось. Вероятно, причина заключается в несовершенстве системы образования и недостаточной подготовке педагогических кадров.
Я считаю, что качественная программа обучения на нескольких языках может существенно помочь людям стать гибкими, понимающими и умеющими ясно и четко выражать свои мысли перед собеседниками. Русский, казахский и английский языки принадлежат к разным языковым семьям, и поэтому обучение этим языкам позволит людям быстрее и легче овладеть другими родственными языками. Кроме того, обладая знаниями нескольких языков, люди будут обладать широким кругозором, смогут видеть и принимать различия и индивидуальности, а также более глубоко познакомятся с другими культурами.
Цель обеспечить гражданам Казахстана свободное владение тремя языками – казахским, русским и английским – является сложной, но вполне осуществимой при наличии необходимого финансирования, поддержки и подготовки кадров».
По мнению педагога Темирхана Сержанулы, введение трехъязычной программы обучения в Казахстане в определенной степени можно считать ошибкой. И тому есть несколько причин.
«Система образования не была должным образом подготовлена и организована для успешной реализации трехъязычия. Это привело к недостаточной подготовке педагогических кадров и отсутствию необходимых учебных материалов и ресурсов.
Также, как мы помним, внедрение трехъязычной программы столкнулось с сопротивлением со стороны некоторых родителей и общественности. Некоторые считали, что такой подход создает дополнительную и совсем ненужную нагрузку на детей и затрудняет их учебный процесс. Когда русский язык перестанет быть «окном в мир» для Казахстана – СМИ
Еще одна слабая сторона, на мой взгляд, заключается в недостаточной поддержке и финансировании со стороны государства. Для успешной реализации трехъязычной программы требуется значительные вложения, в том числе на обучение кадров, разработку учебных материалов и создание необходимой инфраструктуры. И недостаток финансовых ресурсов ограничивает возможности реализации этой программы на должном уровне», - отметил преподаватель.
Ну а чтобы преуспеть в воплощении трехъязычной программы обучения, по мнению педагога, необходимо принять несколько мер из выше обозначенных моментов.
«Нужно улучшить подготовку педагогических кадров, предоставив им возможность профессионального развития и специализированной подготовки в области мультиязычного образования. Важно также создать благоприятные условия для педагогов, чтобы они могли эффективно преподавать на разных языках.
Также следует более тщательно подойти к вопросу финансирования образования, выделяя достаточные ресурсы на разработку учебных материалов, обновление инфраструктуры и техническую поддержку. Это позволит создать благоприятную образовательную среду, способствующую успешному освоению трех языков.
Важно, по моему мнению, провести широкую информационную кампанию, освещающую преимущества трехъязычия и его значимость для будущих возможностей детей.
Является ли трехъязычие реальной и досягаемой целью в нашей стране? Безусловно. У молодого поколения хорошо развит интеллект, они не обделены талантом, они более прогрессивны и способны быстро осваивать новые навыки. Более того, некоторые люди уже владеют тремя языками – казахским, русским и английским – на высоком уровне. Однако хочу отметить, что говорить о массовом распространении трехъязычия в настоящее время, конечно же, нельзя – это будет преждевременно.
Тем не менее я оптимистично смотрю в будущее и предвижу положительное развитие в этом вопросе при условии более ответственного и грамотного подхода к его реализации. Для достижения трехъязычия необходимо учесть все сложности и нюансы, а также обеспечить качественную подготовку кадров и доступные образовательные ресурсы».
Отечественный эксперт в сфере образования Наталья Новосельцева в одном из материалов Caravan.kz высказала мнение, что первокласснику трудно изучать три языка одновременно.
«Давайте сделаем некий экскурс в систему преподавания языков в нашей стране за последние 30 лет.
Итак, 30 лет назад: дети поступали в школу с 7 лет (никаких шестилеток!), в классах с казахским языком обучения русский язык начинали изучать с 3 класса, английский, немецкий и французский – с 5 класса. В классах с русским языком обучения – зеркальная ситуация.
2012 год: дети могут идти в школу с 6 лет, появляется с первого класса английский язык (1 час в неделю).
2016 год (ОСО – обновленное содержание образования): английский с первого класса 2 часа в неделю (при этом отменяются немецкий и французский языки), русский язык с первого класса 2 часа в неделю. Но! В классах с русским языком обучения уже не зеркальная ситуация: тут больше часов на изучение казахского языка.
2019 год: вспомнили про немецкий и французский, переименовали типовую учебную программу английского в «Типовую учебную программу иностранного языка». Теперь можно выбрать с первого класса один из трех языков (хотя на самом деле немецкий и французский стали изгоями…) «Отмена русского языка для первоклассников казахских школ»: правильное решение, которое давно назрело – эксперт
Получается, 10 лет первоклассникам было легко учить сразу несколько языков, а с 2022 года стало трудно? И тут мы понимаем, что формулировка «трудно» - это просто удобная формулировка, удобная для министра (имелся в виду тогдашний министр Асахт Аймагамбетов - Прим. ред.), удобная для наших ушей. Обратите внимание: министр, при всей его бескомпромиссности и храбрости, никак не наберется смелости сказать: введение трехъязычия в первом классе было ошибкой, и мы сейчас ведем работу над ошибками.
Никто, заметьте, не говорит об инфраструктуре, которая не была подготовлена для введения трехъязычия. Представьте, в школе, например, 4 первых класса. Их надо поделить на группы для проведения уроков английского и русского языка, это 8 дополнительных кабинетов - где их взять? А если в школе 10 первых классов и 10 вторых? Наши школьные здания ти-по-вы-е! Они строились под 2 урока физкультуры в неделю, а количество кабинетов иностранного языка (маленьких) рассчитывалось на изучающих его с 5-го класса и только 2 раза в неделю. Теперь министр объявил, что и математику будем изучать в школе делением на группы. Где школе взять еще минимум 11 кабинетов математики?» - поделилась мнением Новосельцева.