Почему торговые центры разлюбили казахстанские товары

Мощности отечественных предприятий легкой промышленности хватит, чтобы покрыть пятую часть всех потребностей в одежде, обуви и головных уборах. Но по факту доля казахстанской легкой промышленности на рынке – не более 4 процентов.

Больное место всех казахстанских швейных фабрик – отсутствие своей торговли. Не могут производители обуви, шляп, галантереи и одежды добраться до потребителя. Все места, где ходит покупатель с деньгами, хорошо притоптаны зарубежными компаниями.

Отдавать торговлю в чужие руки тоже невыгодно: любой продавец делает наценку на любой товар не менее 25 процентов от его цены. Сразу казахстанский товар становится более дорогим, чем такой же, но импортный. Вот фабрики и бьются, как бы получить угол в ТЦ занедорого.

– Для казахстанских брендов аренда в торговых центрах самая высокая, – рассказала на встрече с сенаторами глава ТОО “Мимиорики” Инна АПЕНКО. – Есть мультинациональные игроки – якорные арендаторы для торгово-развлекательных центров (ТРЦ). Они платят условную аренду. В десятки раз меньше, чем мы. Есть турецкие компании. Им правительство Турции возмещает половину расходов на аренду по программе “Turquality”.

– Без доступа к торговым центрам швейное производство Казахстана просто не выживет, – считает Любовь ХУДОВА, глава Ассоциации легкой промышленности. – Государство должно обязать торговые центры выделять места под товары отечественного производства. У нас есть пример России и Беларуси. Там законодательно закреплено обязательство всех торговых центров – минимум 30 процентов площадей отдавать под товары своего производства. Нам надо перенимать такой опыт.

Мы привыкли считать, что отечественная одежда должна быть недорогой.

Но мы не видим других важных элементов, благодаря которым рубашки и блузки попадают в руки покупателю. Кроме собственно производства есть такие этапы, как создание концепции, бренд, дизайн, дистрибуция, маркетинг и продажи. В этой цепочке пошив одежды – самая затратная и самая недоходная работа. Раньше все эти функции на себя брало государство. Сейчас все это счастье упало в руки самих швейных фабрик, и они не знают, что с ним делать.

– В учебниках экономики говорят, что купец сначала привозит из дальних стран товар и делает на нем бизнес. Потом он начинает разворачивать производство у себя в стране, чтобы поднять свою маржу, так как нет пошлин на импорт, нет транспортных издержек, часто дешевле сырье и рабочая сила. Из этой логики люди с базара должны были превратиться в производителя, – делится своими мыслями директор ТОО “Медиатекс” Олег НОСОВ. – Но этого не произошло. У нас все происходит наоборот. Всех задавила контрабанда.

По данным экспертов отрасли, рынок готовой одежды Казахстана оценивают в 2 миллиарда долларов. Минимум треть рынка занимает контрабандный товар из Китая.

Дыра в таможенном законодательстве. По нашим правилам импортную пошлину таможенники у нас взимают не с единицы товара или его цены, а с килограмма веса. Импортеры этим активно пользуются, запихивая в тюки любой небьющийся товар.

Главный розничный рынок Казахстана – Алматы. Здесь продают и покупают треть всех товаров страны.

В Алматы главные торговые центры, где хотят стоять все продавцы, – “Мega” и “Dostyk Plaza”. Однако никто из собеседников “КАРАВАНА” так и не рассказал, на каких условиях можно получить место для торговли в этих ТРЦ.

– Конечно, вам никто не расскажет, какие конкретно условия выставляют ТРЦ своим арендаторам, – пояснил Олег Носов. – Во-первых, условия разные для всех. Во-вторых, если арендатор раскроет эту информацию, управляющая компания выставит свои претензии. В-третьих – все хотят у них стоять. Но каждый торговый центр персонально рассматривает, нужен ему этот бренд или не нужен. Может так случиться, что тебя туда не пустят ни за какие деньги. Зачем тогда портить с ними отношения? И главное – ТРЦ все-таки работают над ростом трафика. Есть магазины, где проходимость нулевая. В топовых люди есть всегда. Это затраты, которые несет управляющая компания. Да и потом в “Мega” отечественный производитель занимает не более 1 процента. Поэтому говорить, что мы как-то влияем на их продажи, пока не приходится.

На условиях анонимности один из арендаторов все же раскрыл некоторые детали контракта.

Обычная арендная плата в любом ТРЦ “Mega” в Алматы – 2,5 миллиона тенге в месяц за угол 35–40 квадратных метров. Управляющая компания иногда может проводить акции и снижать цену. Если повезет, то цена будет снижена до 2 миллионов тенге.

Далее идут особые условия ТРЦ. Арендатор должен держать на депозите от 3 до 5 арендных плат. Для торгового центра эти депозиты – лишний аргумент давления на арендатора. Такой суммой он покроет все свои расходы при любых рисках.

Если арендатор неожиданно уходит из ТЦ, владелец может потребовать у него неустойку за недополученную прибыль. Представитель компании рассказал, что в его практике ТЦ предложил выбор: или платишь неустойку, или стоишь еще 3 месяца. Простоять оказалось дешевле.

Есть проблема в курсе валюты. Формально в договоре аренды указывается тенге. Но есть пункт об индексации арендной платы в случае изменения курса тенге. Это странно, ведь все расходы ТЦ идут в тенге. Не говоря о том, что это нарушение валютного законодательства Казахстана.

И самое неожиданное: как правило, арендатор не может увидеть договор аренды до тех пор, пока не придет время его подписывать. Тут уже выбор один: или подписываешь на всех условиях хозяина, или уходишь.

К якорным арендаторам отношение другое. Под ними понимают продавцов известных брендов – одежды, электроники, бытовой химии, текстиля, инвентаря. Или супермаркеты, спортивные залы, развлекательные центры. Это желанный клиент для любого торгового центра, так как известный бренд генерирует поток людей – трафик. Инна Апенко считает, что они платят в 10 раз меньше. Но конкретных цифр тоже не называет. Снимай Шанель, иди домой: почему министры и депутаты не спешат переодеваться в казахстанскую одежду

– Обратите внимание, сейчас в торговых центрах очень мало монобрендовых магазинов казахстанских дизайнеров, – говорит учредитель ТОО “Адели” Индира АДИЛ. – Кто-то один берет в аренду бутик и пускает к себе других. Так они и ютятся – по 10–15 брендов в одном месте.

Давить на торговые центры тоже нельзя, считает Олег Носов. У Беларуси есть свой хороший негативный опыт. Минсельхоз страны решил помочь отечественным производителям фруктов.

На владельцев магазинов надавили, чтобы они предоставили под местный товар больше торговых площадей. Они, конечно, уступили – дали место. Но создали такие условия, что в итоге инициатива провалилась сама собой: торговля снизилась.

– Прямое давление на ТЦ не приводит к результату. Арендодатель всегда найдет причины и всегда сделает так, чтобы льготник не смог нормально работать, – уверен Олег Носов. – Инструментов у него масса. Если начинать давление по методу Минска, то выдадут им место на задворках. Будут они платить копейки и зарабатывать тоже копейки. Единственный способ помирить продавцов с ТЦ – дать им субсидии, которые они будут возвращать в виде налогов.

Редакция “КАРАВАНА” обратилась к руководству ТРЦ “Мega” и “Dostyk Plaza” с просьбой прокомментировать претензии казахстанских компаний. Ждем.

АЛМАТЫ