Почему “слышащее государство” оказывается тугим на ухо

Плачевный результат

В мае в Восточном Казахстане завершился резонансный процесс. Суд признал 36-летнего жителя Риддера виновным в прошлогоднем пожаре, ущерб от которого превысил 252 миллиона тенге. Весной 2021-го огонь уничтожил больше 270 гектаров соснового бора и улицу с тремя десятками домов в частном секторе.

Мужчину приговорили к реальному лишению свободы и штрафу в 125 миллионов тенге.

Почти год черные сгоревшие сосны стояли немыми свидетелями катастрофы, лес начали убирать только весной. Сегодня специалисты констатируют: время упущено! Промедление с рубками горельника вызвало вспышку опасного вредителя.

– За год расплодились короеды-усачи, – дала комментарий доктор сельскохозяйственных наук, руководитель Семейского структурного подразделения республиканского Лесного селекционно-семеноводческого центра Елена БОРИСЕНКО. – Эти жуки размножаются в геометрической прогрессии. Пожар произошел в мае. Тепло, влажно, есть питательная база – пошла вспышка, началось заражение близлежащего здорового живого леса. Если вовремя не убирать сгоревшую древесину, результат всегда плачевный.

Короед-усач – самый опасный вредитель. По словам ученого, он наносит лесу ни с чем не сравнимый вред. Жуки прячутся в древесине, их не обработаешь, личинки точат деревья изнутри. Если прийти на зараженный участок, можно услышать специфичный скрип – работают мириады челюстей. Там, где пообедали усачи, от древесины остается только труха. Каждый очаг – это территория питания, территория размножения. И методов борьбы с жуком нет!

Помимо горельника вредители успели поразить зеленый лес минимум на 20 метров в глубину по границе пожара. Его тоже нужно убирать, и как можно скорее! Деревья выглядят здоровыми, но фактически это больной бор, который скоро начнет вываливаться.

– Раньше существовала рекомендация убирать горельник в течение трех месяцев, пока короед не расплодился и не вспыхнул очаг, – пояснил исполнительный директор Ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности Восточно-Казахстанской области Владимир РЕЗАНОВ. – И жестко спрашивали за исполнение. Если рубки начинали позже, чем через три месяца, руководителя могли строго наказать.

В памяти опытного лесопромышленника остался засушливый период 1974–1976 гг., когда крупные пожары прошли по Зыряновскому району, ныне – район Алтай. Совмин в считаные дни издал постановление, были выделены деньги, техника. В итоге древесина, убранная в буквальном смысле по горячим следам и сохранившая эксплуатационные свойства, поступила на нужды хозяйства, принесла пользу. Природу уберегли от вспышки вредителей.

– Здравый смысл говорит, и раньше так и было, что директор лесхоза обязан задокументировать площадь горельника, поставить в известность вышестоящие инстанции, – пояснил исполнительный директор лесной ассоциации. – И самое многое через три месяца предприятие, выигравшее тендер, должно начать рубить. Но сегодня у руководителя лесхоза нет права самостоятельно принимать решения. Все права сосредоточены в центре, в комитете лесного хозяйства и животного мира. Пожар и так нанес лесному хозяйству ущерб, и он может еще вырасти из-за того, что горельник простоял целый год. Ужас, что натворили!

У семи нянек

В Риддерском лесоучреждении подробно описали цепочку согласований. Процедура регламентирована правилами отпуска древесины на корню на участках государственного лесного фонда – документом, утвержденным приказом министра сельского хозяйства в 2015 году. Пожар произошел 10 мая 2021 года, проверка комитета по нему закончилась 10 июня. Дальше специалисты приступили к рекогносцировочному и детальному лесопатологическому обследованию, чтобы установить степень повреждения огнем и возможные участки распространения короеда. Следом прошли отводы участков в рубку и таксация – определение количества и качества древесины. К 1 сентября, как предписывают правила, все материалы ушли в областное управление природных ресурсов и регулирования природопользования. На их изучение и проверку по нормативам отведено 20 дней. Дальше – согласование с территориальной инспекцией лесного хозяйства и животного мира Восточно-Казахстанской области – чтобы там, в свою очередь, тоже всё проверили, в том числе при необходимости с выездом на место.

Следующий этап – республиканский. Бумаги отправились в столичный комитет лесного хозяйства и животного мира, причем его специалисты могли вернуть материалы в случае, если какие-то сведения им показались недостоверными или неубедительными. Только в конце декабря 2021 года вышел приказ комитета о включении горельника в объемы рубок на 2022 год. То есть спустя 8 месяцев!

– Лесорубочный билет выписывается только на основании приказа лесокомитета, – пояснила заместитель директора Риддерского лесхоза Евгения СЛОНОВА. – Есть, конечно, санитарные правила, которые регламентируют работы после пожара или стихийного бедствия. Но спросите любого директора лесхоза – ни один не пойдет на то, чтобы рубить без разрешения комитета. По закону срок заготовки указывается с моменты выписки и до 31 декабря этого года. Например, мы выписали билет 5 января – предприниматель может вести заготовку с этого дня и до 31 декабря. А срок вывозки вообще дается до 1 мая следующего года.

Другими словами, лесники могут разве что рассчитывать на понимание и добрую волю бизнеса. Как пояснил директор Риддерского лесоучреждения Ерик РАМАЗАНОВ, к счастью, предприниматели идут навстречу – рубят небольшими участками, неделовой лес сгребают в кучи. Как только закончится пожароопасный период и выпадет снег слоем по колено, лесхоз их сожжет. Это известный, давно используемый, санкционированный наукой способ очистки деляны от порубочных остатков и вредителей. К весне 2023-го все 276 га, пройденные пожаром, должны быть подготовлены к лесопосадкам.

– Часть горельника пока никто не выкупил, – посетовал руководитель. – Для бизнеса такие заготовки малопривлекательны. Если на тендер никто не придет, лесхозу придется вести очистку своими силами, хотя у нас не хватает ни людей, ни техники.

Дайте работать

Как отметили эксперты, ситуация с риддерским горельником стала сигналом, что в лесном законодательстве не всё гладко. Лесники обратили внимание на ситуацию с форс-мажором. Снеголом, ветровал, бурелом, пожар – при возникновении стихийных бедствий у лесоучреждений и облуправления природных ресурсов должно быть право оперативно самостоятельно принимать решения по назначению рубок. Эти полномочия нужно передать на места! Сейчас лесники вправе всего раз в год предложить корректировку по объемам рубок. Но это – полумера. Например, в случае с Риддером все проверки и отводы завершились только в августе, соответственно, возможность внести изменения в объемы оказалась упущена.

По словам директора Риддерского лесоучреждения Ерика Рамазанова, в свое время действовала разумная система, когда государство платило предприятиям за уборку горельника. Во-первых, сама по себе работа срочная, во-вторых, сопряжена с риском получить увечье, надышаться золой и пылью. В-третьих, вместе с деловым лесом нужно еще вкладываться в уборку поврежденного, кривого, зараженного. То есть такого, который никому не нужен. Бизнес работать себе в убыток не будет. Предпринимателям проще свалить неликвидную древесину в кучу, а это – очаг короеда.

– В случае форс-мажора необходима господдержка, – подчеркнули в лесхозе.

В Восточно-Казахстанском управлении природных ресурсов и регулирования природопользования рассказали, что уже внесли в мажилис предложение по изменению статьи 91 Лесного кодекса. Сейчас в соответствии с этой нормой у населения есть право только подать заявку на покупку древесины, в том числе дровяной. Самостоятельно собирать валежник запрещено.

Восточноказахстанские специалисты предложили узаконить для людей право бесплатно убирать нелесосечный захламленный фонд, или, если проще, лес, сваленный на землю природным фактором.

Это вовсе не ноу-хау. Когда-то такая норма действовала и давала отличный эффект. Семьи получали возможность запастись на зиму топливом, а лесхозы – бесплатную рабочую силу, чтобы очистить насаждения от хлама, сухостоя. То есть снизить пожарную опасность.

– А если еще аким даст пару грузовиков для вывоза социальных дров, люди соберут весь валежник в лесу, помогут справиться с захламленностью, – поделились мнением специалисты. – Раньше такой порядок поощрялся. Населению выписывали разрешения.

В региональной ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности выступили за реформу существующей системы управления лесным хозяйством, когда лесхозы, образно говоря, пальцем не смеют пошевелить без разрешения из столицы. По мнению экспертов, чрезмерная централизация, введенная в начале 2000-х, сегодня стала негативным фактором. 93-летний казахстанец вырастил 4 гектара леса

– Для лесников основной документ – это материалы лесоустройства, – дал комментарий Владимир Резанов. – Документ прошел все экспертизы, получил утверждение, им обязан руководствоваться директор лесоучреждения. На 10-летний период расписано буквально всё: где рубить, сколько, что и как садить, способы борьбы с вредителями и так далее. В соответствии с материалами лесоустройства лесхоз получает финансирование и, казалось, мог бы спокойно работать. Но реально директор не может сделать ни шагу без согласования с облуправлением. А управление не может вынести ни одного решения, пока не согласует с республиканским комитетом лесного хозяйства и животного мира. Для чего всё так зарегулировали?

Необходимо как можно быстрее изменить законодательную часть и вернуть лесникам полномочия. Как заметил эксперт, над лесоучреждениями стоят 8 контрольно-надзорных органов! Вот и пусть проверяют, наказывают, если выявят нарушения.

Но лесхозам надо дать самостоятельность.

В целом, по данным Елены Борисенко, в Восточном Казахстане вредителями заражено 127 тысяч гектаров. Помимо короедов-усачей лес губит боярышница – листогрызущая гусеница, способная объесть дерево на 100 процентов. Если очаг не затух, деревья уже на второй год приходят в негодность, начинается процесс гниения, вывал.

– Нет своевременных рубок ухода, прореживания рубок, – заключила ученый. – Причина – законодательные ограничения. Все рекомендации, которые когда-то были прописаны учеными, сейчас в запущенном состоянии.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК – РИДДЕР