Почему шымкентского бизнесмена, совершившего самоподжог у здания прокуратуры, осудили условно

Клевета, мошенничество и подделка документов

Аль-Фарабийским районным судом Шымкента Нуркен Айнабеков был признан виновным по п. 1 ч. 3 ст. 190 – “Мошенничество в крупном размере”; ч. 2 ст. 411 – Клевета в отношении лица, осуществляющего досудебное расследование, а также ч. 1 ст. 385 “Подделка документов”.

Заявление по обвинению в мошенничестве на бизнесмена подал его знакомый и бывший партнер Б. Нуркен Айнабеков занял у него в долг крупную сумму денег, обещая, что Б. получит подряды на ряд госзаказов. При этом он предоставлял в виде гарантий некие документы из акимата, которые на поверку оказались поддельными. В результате Б. не получил ни госзаказов, ни одолженных денег, поэтому и обратился в полицию.

Уголовное дело по обвинению в клевете было возбуждено по заявлению следователя ДВД ЮКО. Айнабеков публично заявил, что следователь якобы вымогает у него деньги за проведение расследования по делу, в котором сам бизнесмен проходил потерпевшим.

Хроника шымкентского бизнесмена

Напомним подробности этого дела.

Первое заседание суда должно было состояться 22 декабря 2016 года. Но в тот день Нуркен Айнабеков совершил самоподжог около областной прокуратуры. Как заявлял накануне он сам, к такому шагу его привела безысходность в борьбе с коррупцией. В 2010 году он выиграл тендер по строительству сельской амбулатории в пригороде Шымкента. Однако, по словам бизнесмена, сразу оказался жертвой настоящего рэкета со стороны чиновников. Так, Жамбыл Байгонов, являвшийся на тот момент руководителем хозяйственного управления акимата ЮКО, пользуясь своим положением, периодически требовал у предпринимателя значительную часть стройматериалов, предназначенных для строительства объектов по госпрограмме, передавать на возведение частных домов высокопоставленных чиновников. В результате Айнабеков подал заявление в полицию. Один против всех

В октябре 2016 года Жамбыл Байгонов, занимавший к тому времени пост руководителя отдела занятости и социальных программ Шымкента, Аль-Фарабийским районным судом был признан виновным в мошенничестве в крупном размере, совершенном лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций. Его приговорили к 5 годам лишения свободы с лишением всех государственных наград (в том числе ордена “Курмет”), а также с возмещением ущерба пострадавшему в размере 27 141 400 тенге. В ходе предварительного и судебного следствия Байгонов находился под подпиской о невыезде и после оглашения обвинительного вердикта был взят под стражу в зале суда.

После оглашения приговора Байгонову Айнабеков выразил уверенность, что вскоре перед судом предстанут и другие влиятельные лица, замешанные в махинациях.

Претензий не имею

В декабре 2016 года уголовная коллегия облсуда ЮКО рассмотрела апелляционное ходатайство Байгонова о смягчении наказания. Коллегия учла мнение самого Айнабекова, которому на тот момент осужденный возместил весь ущерб – 27 миллионов тенге (Байгонов предоставил Айнабекову двухэтажный дом в центре Шымкента и крупную сумму наличными). В результате срок бывшему чиновнику был снижен до 3 лет 7 месяцев с применением ст. 63 “Условное наказание”. В тот же день Байгонов был выпущен из заключения.

21 декабря 2016 года Нуркен Айнабеков проводит в Шымкенте пресс-конференцию, на которой заявляет, что в результате его борьбы с коррупцией он сам оказался под давлением – на него возбуждено уголовное дело. И сообщает, что собирается совершить акт самоподжога.

22 декабря примерно в 3 часа дня, находясь у входа в прокуратуру ЮКО, Айнабеков облил себя бензином и поджег. Только благодаря вмешательству прохожих его удалось спасти. У него 55-процентный ожог поверхности тела, и длительное время он находился на лечении. Решением медицинской комиссии Нуркен Айнабеков получил II группу инвалидности.

Приговор

После того как Айнабеков вышел из больницы, в Аль-Фарабийском суде возобновляются судебные слушания по предъявленным ему обвинениям.

В результате Нуркен Айнабеков признан виновным по всем трем обвинениям, и в совокупности ему назначено наказание сроком на 3 года с применением статьи 63 “Условное наказание”.

В настоящее время приговор еще не вступил в законную силу.

Автор: Алим Абенов