Почему санитарные врачи в Казахстане бьют тревогу

Причина, полагает начальник управления профилактики заболеваний филиала НПЦСЭЭиМ РГП на ПХВ НЦОЗ МЗ РК, к.м.н., санитарный врач Сеиткарим ТАСТАНБАЕВ, в неподконтрольности большого числа пищевых предприятий.

– Случаи групповых отравлений произошли в Акмолинской, Мангистауской, Карагандинской, Туркестанской областях и в городах Астана и Алматы, – рассказывает санитарный врач. – Например, в Акмолинской области в Шортандинском районе 6 марта этого года было зарегистрировано заболевание сальмонеллез. Там в кафе проходил поминальный обед на 150 человек. 58 из них пострадали от этой инфекции, в том числе четыре ребенка.

Согласно другой сводке, 7–8 марта этого года в Алматы произошел групповой случай заражения сальмонеллезом в ресторане. У всех больных симптомы заболевания появились в течение 18–20 часов. Источником послужила готовая пища, вторично обсемененная (загрязненная от людей-бактерионосителей и из окружающей среды) в процессе приготовления и хранения. Это жареные креветки, бараньи ребрышки, семга, баранья лопатка.

С 26 марта по 2 апреля в Южном Казахстане с жалобами в медицинские организации обратились 188 человек. Из них 39 детей до 14 лет. Причина: употребление в пищу мягкого мороженого, которое производит и реализует через свои киоски, оборудованные автоматами-дозаторами, местное кафе. При лабораторном исследовании 11 из 50 смывов были положительными.

В них обнаружены бактерии кишечной палочки и золотистого стафилококка. А из 34 проб готовой пищевой продукции в 24 обнаружены кишечная палочка и сальмонелла. На бактерионосительство проверены 12 человек персонала кафе. У двоих из них, торговавших в киоске мороженым, обнаружена сальмонелла.

– Часто бывает и так, – продолжает санитарный врач, – что люди несут в кафе приготовленные дома блюда. А готовят их из сырья, которое не проходило санитарный контроль. Так было в случае с поминальным обедом в Шортандинском районе. Мясо отварено и нарезано в антисанитарных условиях в нежилом неблагоустроенном доме, тесто для бешбармака готовили так же. Там отсутствовали условия для соблюдения личной гигиены. Перевозили продукты в неизвестном автомобиле. В то время как транспорт должен быть оборудован специальными кузовами, которые можно мыть и дезинфицировать. А в результате пострадало такое большое количество людей.

Для кого санитарные правила

– Еще при покупке и приготовлении пищи, – предупреждает санврач, – очень важно соблюдать технологии хранения продукции в холодильных камерах, разделения потоков готовых и сырых продуктов, грязной и чистой посуды. А работники объектов общественного питания в обязательном порядке должны проходить медицинский осмотр.

Почему-то многие люди думают, что санитарные правила нужны только санитарным врачам. Но, как видите, они нужны прежде всего населению и предпринимателям. И если за весь прошлый, 2017 год в стране было зарегистрировано десять групповых отравлений, с числом пострадавших около 200 человек, то в этом число пострадавших увеличилось почти на 60 процентов!

Это говорит о том, что санитарно-эпидемиологическая ситуация на объектах надзора ухудшается. Но отчего?..

Вот где собака зарыта!

С принятием в 2015 году Предпринимательского кодекса РК санитарные врачи сейчас не могут просто так пойти и проверить работу пищевых объектов. Самостоятельные внезапные проверки отменены. Исчез главный козырь сан­эпидемиологов – внезапность! Между тем пищевой объект должен соответствовать санитарным нормам и требованиям в любое время, а не только при проверке! Об опасности казахстанских тоев рассказал главный санитарный врач Казахстана

– Согласно установленному сейчас порядку, – рассказывает Сеиткарим Тастанбаев, – прежде чем направиться на контроль объекта, мы должны за 15 дней до этого уведомить государственный комитет по регистрации при прокуратуре и саму организацию о своем намерении, потом получить разрешение на ее проведение. Но за это время на объекте очень многое можно изменить, вплоть до того, что построить новый цех. А бывает, что владельцы предприятия могут закрыть его именно на это время либо просто не пускать к себе наших специалистов. А если даже и пускают, то за такой срок успевают исправить все нарушения.

Поэтому мы не можем удостовериться, в каком состоянии был объект на момент, когда там производилась продукция, которой отравились люди, а, стало быть, вовремя локализовать очаг распространения инфекции. Таким образом, этой продукцией могут продолжать пользоваться еще и другие потребители.

Полмесяца “на раздумья”

 

В соответствии с совместным приказом министерства здравоохранения и министерства национальной экономики РК “Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения” все объекты контроля разделены на две степени риска: высокую, с указанием периодичности проверок, и не отнесенную к высокой. Большинство пищевых предприятий сейчас относится к более низкой категории мелких объектов, которые не проверяются.

А таковыми считаются точки общественного питания до 50 посадочных мест. Представляете! Это 50 стульев, 50 человек. Довольно большое число посетителей! А они не входят в категорию эпидзначимых объектов. То есть мы поддерживаем какое-то число предпринимателей и при этом подвергаем риску безопасность и здоровье большей части нашего населения! Ведь многие из нас на обед с работы идут не в ресторан, а именно в такие точки общепита до 50 посадочных мест или же покупают пирожки и самсу в киосках, которых в округе огромное количество, потому что там дешевле. И так ежедневно поступают тысячи казахстанцев!

– Не менее абсурдная ситуация сложилась и с водопроводными сетями. В целом они считаются эпидзначимыми объектами. Но в населенных пунктах, где проживает меньше 2 тысяч человек, состояние водопровода тоже не проверяется. Согласно тому же приказу, они не считаются эпидзначимыми объектами, – говорит Сеиткарим Тастанбаев. – Даже глава государства задавал вопрос: “Где у нас санитарная служба?”. Но в силу сложившихся обстоятельств фактически получается, что отдельной специализированной санслужбы у нас сейчас нет. Все функции прежних санитарно-эпидемиологических станций (СЭС) сейчас выполняет служба общественного здравоохранения. А в соответствии с Кодексом РК “О здоровье народа и системе здравоохранения” врачи-санэпидемиологи должны заниматься конкретно профилактикой, выявлением, пресечением нарушений, а также контролем за соблюдением нормативно-правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

“Дефицит” узких специалистов

 

– Отсюда вытекает и следующая, не менее значимая проблема, – продолжает тему санэпидемиолог, – подготовка грамотных специалистов. Сейчас в большинстве медицинских университетов у нас ликвидированы кафедры гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и подростков, коммунальной и радиационной гигиены. Их заменила одна – кафедра общей гигиены. Но в санитарии и эпидемиологии существует дефицит именно узких специалистов. И государственный санитарно-эпидемиологический надзор за объектами должны проводить специально обученные люди. К сожалению, сейчас уже нет таких санэпидстанций, какие были раньше. Поэтому лет через 10–15, когда те грамотные санврачи, которые получили специальное высшее медицинское образование, уйдут на пенсию, мы можем прийти к катастрофическому санитарному состоянию в республике. И по этому поводу уже сейчас надо бить в набат!

– Похоже на ситуацию, которая случилась у нас несколько лет назад с заменой врачей-педиатров на врачей общей практики (ВОП)? Так что теперь эту специализацию с трудом приходится восстанавливать.

– Да. Очень похоже! Потому что, если на местах сейчас не готовят санврачей, исчезнут и ученые этой специальности, а также отрасли гигиенической науки. Старые профессора, которых у нас раз-два и обчелся, уже уходят. И кто тогда будет преподавать студентам?

Печальный итог

 

– Санэпидблагополучие – это безопасность страны, – резюмирует Тастанбаев. – Пока уровень сознания в нашем обществе еще не дорос до того, чтобы люди сами отвечали за собственное здоровье, а предприниматели осознанно подходили к соблюдению абсолютно всех санитарных норм при изготовлении продуктов питания для казахстанцев. Для бизнесменов пока главное – получить прибыль. Поэтому так часто мы с вами видим, как хлеб и сырье по торговым точкам развозят в необорудованных транспортных средствах, мясо – в багажниках легковых автомобилей. Раньше с перевозчиков таких товаров требовали специальный санитарный паспорт на транспортировку продуктов, который выдавали территориальные управления санэпиднадзора. В нем были расписаны все требования: холодильное оборудование должно было подвергаться мытью и дезинфекции изнутри, скоропортящиеся продукты – храниться при определенных температурах, и прочее, прочее...

Помните, по городам у нас ездили хлебовозки со специальными лотками для булок, чтобы не дай бог готовый продукт не соприкоснулся с какими-либо вредными веществами. Существовала стройная система. А сейчас даже лаборатории отделились от санитарно-эпидемиологических служб и работают в режиме самоокупаемости. С одной стороны, выполняют лабораторные исследования по государственному заказу, на что им выделяются деньги, с другой – параллельно оказывают платные услуги.

АЛМАТЫ