Почему разразилась война между предпринимателем и акиматом в Костанайской области

Поводом военных действий стали заброшенные многоэтажки, уродующие Аркалык с конца девяностых. Когда-то город, чья ТЭЦ работала на дико дорожающем мазуте, просто не смог их отапливать. К тому времени Аркалык едва ли не наполовину опустел. Чтобы не заморозить горожан, их пришлось экстренно и массово переселять, уплотняя многоэтажки, расположенные поближе к ТЭЦ. “Оптимизированные” дома были заброшены и за 20 с лишним лет превратились в опасные развалины, унесшие десятки, а то и сотни жизней сборщиков металла, беспечных подростков... Восстановить их невозможно. Демонтировать и утилизировать – дорого.

Здесь люди не живут

...Когда-то девятиэтажка на улице Шакшака Жанибека была своеобразным символом Аркалыка. Ее на советских открытках печатали – современное здание, на первом этаже универсам. Здание величественно замыкало собой главный проспект. Сейчас это гигантская помойка. Над головой угрожающе висят куски бетона.

Неподалеку – призраки жилых пятиэтажек. Доступ в них свободный. Любая может сложиться в каждую минуту, железобетон конструкций давно уже частично просто бетон, всю арматуру, до которой только могли добраться дикие бригады, вырезали и продали.

Рядом с этим наследием – будничная жизнь. В частности, местная школа № 10. Уже не первое поколение растет рядом с развалинами. Привыкли.

В последние годы разобраны многие руины. На это потрачены деньги и немалые. Но оставшегося хватает, чтобы Аркалык продолжал выглядеть как жертва чудовищной бомбежки.

Бороться с этим город намерен. Причем максимально быстро – в сентябре здесь должны пройти республиканского масштаба торжества, связанные с захоронением останков Кейки батыра. К этому времени хотя бы центральную часть хотят освободить от руин и стихийных свалок, чтобы в глаза не бросалось. Окончание этих работ запланировано на 1 августа.

Федот, да не тот

Тут-то и начинается история локальной войны. В начале года был проведен конкурс на демонтаж 18 многоэтажек. Его выиграл костанайский предприниматель Сергей БОРСУК. 28 марта между ним и акиматом Аркалыка заключены два договора – на разбор зданий и на утилизацию отходов и строительного мусора. К сегодняшнему дню работы должны быть в разгаре.

Но... через 20 дней с момента заключения договора акимат его с ИП расторг в одностороннем порядке, объявил новый конкурс и обратился в суд с иском о внесении Борсука в реестр недобросовестных поставщиков.

Дальше на линии фронта началось противостояние.

Предприниматель, так и не получивший от акимата ни тиына на начало работ, оплатил обеспечение, загнал в Аркалык технику и начал работы.

– На площадке у нас побывали аким города Амантай БАЛГАРИН, заместитель акима Кайрат АБИШЕВ, исполняющий обязанности руководителя отдела ЖКХ Мурат БЕЙСЕНОВ, – рассказывает Борсук, – нашим рабочим говорили, чтобы они освободили территорию. Местная полиция приезжала с теми же требованиями. Кстати, это происходило еще до расторжения заказчиком договора. А уж после этого моих людей пугали формулировками типа “вы расхищаете государственное имущество” и демонстрировали намерение задержать. Мы предлагали составить протоколы, зарегистрировать по закону задержание. Этого не делали... Короче, нас просто выдавливали.

Борсук обратился в прокуратуру. Он извещал, что местная власть препятствует исполнению им договорных обязательств. Писал, что договоры были заключены 29 марта, обеспечение по обоим он внес и 3 апреля прибыл в Аркалык и сказал заказчику, что 4 апреля начинает передислокацию техники.

– На что заказчик в лице и. о. руководителя отдела ЖКХ Мурата Бейсенова мне ответил: “Зачем ты полез на этот конкурс?”. Сказал не перегонять технику, пока он не переговорит с акимом города... Позвонил позже, сказал, что надо приехать 7 апреля, но технику не гнать. Мы встретились 7.04.2017 года в акимате Аркалыка с Бейсеновым и руководителем ТОО, которое ранее выполняло аналогичные работы. В ходе разговора Бейсенов предложил договориться, чтобы предыдущий подрядчик выполнил работы, а я ему оплатил сумму договора, я ответил отказом. Тогда он заявил, что “не даст мне работать”, – говорится в заявлении в прокуратуру.

Борсук утверждает, что ему чинят препятствия на каждом шагу. Например, ни с одним более или менее близким к Аркалыку полигоном ТБО он не смог заключить договоры на утилизацию строительного мусора. “Здесь не нужен конкретно я, – уверен он. – Здесь все было заточено под другого поставщика работ”.

“Складывалось впечатление, что нас пытаются обмануть”

– Предприниматель не предоставил проект работ по сносу к положенному сроку – 3 апреля. А то, что приготовил, нас по качеству не устраивает, – озвучил версию акимата заместитель акима Аркалыка Кайрат Абишев. – Не предоставил он к этому сроку и договоры с предприятиями, у которых арендует технику, есть только договоры намерений, предоставленные в процессе конкурса. Нет договора с полигоном ТБО. Только с одним был, но он сомнительный – очень далеко расположен: в Федоровском районе.

Услышав эту версию, Борсук только руками развел:

– Ну как же? Мы проект представили, но его акимат не утвердил. Мы отправили несколько писем, пытались довести до акимата простую мысль, чтобы был проект точнее, такой, как они требуют, нам нужен строительный проект на разбираемые здания. Нам не ответили даже.

А насчет договоров аренды – не было ни устных требований их предоставить, ни письменных. Закон нас это делать не обязывает, как было догадаться?

Моя обязанность – выполнить объем работ, техника и сейчас в Аркалыке. Работает. По поводу полигона ТБО. Мы нашли вариант в ситуации, когда нам по странному стечению обстоятельств отказали все полигоны ТБО в округе. Возим отходы на карьер, платим. Их дробят, можно использовать как щебень.

Почему акимату так не мил подрядчик, выигравший тендеры? Ведь ИП Борсук выиграл, сбросив более чем по 20 процентов с каждого. На сносе сумма закупок выставлялась 169,4 миллиона тенге, договор был заключен на 129,7 миллиона. По свалкам выделялось 149,1 миллиона тенге, договор – на 114,8 миллиона. Экономия бюджета составила суммарно почти 75 миллионов тенге. Может, она не нужна?

При этом Борсук – профессиональный строитель со средним техническим образованием, его заместитель – строитель с высшим образованием, костяк работников – тоже квалифицированные специалисты, копии их дипломов были приложены к конкурсной заявке.

Официальная позиция акимата – предприниматель не справится со взятыми на себя обязательствами до 1 августа. Ему некуда вывозить строительный мусор, и вообще, “складывается впечатление, что нас пытаются обмануть”, – говорится в исковом заявлении, с которым акимат обратился в суд, требуя признать подрядчика недобросовестным поставщиком услуг.

Первый суд – по договору об отходах – уже состоялся. И аудиторы, и судья сочли расторжение договора с Борсуком необоснованным. Наверняка он будет опротестован. Следом грядет другой – по договору о сносе зданий... Перспективы выиграть у предпринимателя неплохие. А вот перспективы работать...

О перспективах нашего безнадежного дела

Пока суд да дело, в Аркалыке уже провели повторный конкурс на те же работы. И вот-вот второй подрядчик приступит к работе. При этом первый продолжает выполнять условия договора, и ситуация запутывается на глазах. Как, когда и с каким качеством в таких условиях будет демонтировано наследие недавнего прошлого – одному богу известно. Какое уж тут 1 августа.

Кстати, как демонтировались призраки многоэтажек в Аркалыке до того, известно теперь и нам: с виду их как бы нет, стены убраны. А фундаменты многих на месте. Их просто стыдливо присыпали грунтом.

И последнее – с точки зрения элементарной логики, как говорится: почему вопрос о мусоре и разборке вызывает такие страсти? Да потому, что выгодное это дело. Во-первых, гарантированный сладкий кусок бюджетного пирога – и есть его можно тем дольше, чем дольше существует в Аркалыке руинное наследие. Во-вторых, мусорный выхлоп – дело очень доходное. Дробленый бетон используется как щебень. Арматура идет на металлолом. Уцелевшие конструкции могут быть использованы по назначению... Войны – они всегда там, где деньги. И в этой ситуации в вечном проигрыше рядовые аркалыкчане. Им ни выхлоп, ни бюджет не светит. Им жить и детей растить в развалинах.

КОСТАНАЙ